Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Хейт Пугачевой, пропагандистские песни и крах концертной индустрии: чем для российского шоу-бизнеса обернулся 2022 год

Не все артисты пережили 2022 год без потерь: одни сейчас сражаются за право выступать на сцене, другие строят новую жизнь за рубежом, завоевывая незнакомую аудиторию. Что приобрел и потерял российский шоу-бизнес, рассказали музыкальный журналист Алексей Остудин и музыкальный критик Артемий Троицкий (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов).

13 января 20233

Кальянный рэп из TikTok

Еще одним феноменом 2022 года стала популярность нового музыкального стиля в TikTok — так называемого кальянного рэпа. Впрочем, музыкальных журналистов это не восхитило.

«Такого говна я не слышал никогда. Это просто звучащий продукт, — признался Троицкий. — Нет музыки вообще, русский язык с изъянами, тексты пошлейшие и слащавые, голоса с характерным акцентом. Хуже в мировой истории просто не существовало ничего. И это слушают миллионы <…> У нас сейчас доминирует гопническая музыка, которую исполнять можно лишь на „кортах“ в трениках „абибас“».

Хейт Пугачевой, пропагандистские песни и крах концертной индустрии: чем для российского шоу-бизнеса обернулся 2022 год

Мало корпоративов и меньше гонораров

Большинство компаний решили не проводить новогодние корпоративы в 2022 году или не приглашать на них артистов.

«Корпоративный бизнес и так сжимался каждый год, а в этом компании решили, что сейчас не время и не место», — отметил Остудин, добавив, что в среднем размер гонораров у российских исполнителей упал.

Массовая релокация артистов

По мнению Троицкого, российская музыкальная сцена, и попсовая, и классическая, сейчас разделилась.

В первой группе оказались артисты, не поддержавшие военную спецоперацию и покинувшие страну: Noize MC (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), Моргенштерн ((внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), Фейс (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), «Ногу свело!», Tequilajazzz, СБПЧ и другие. Большинство активно работают, гастролируют, в том числе в странах, куда переехала часть их аудитории (Грузия, Армения, Турция, ОАЭ, страны Прибалтики и Европы), записываются и снимают видеоклипы. Удачно концерты проходят у Земфиры (внесена Минюстом РФ в реестр иноагентов) и Бориса Гребенщикова (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов).

Хейт Пугачевой, пропагандистские песни и крах концертной индустрии: чем для российского шоу-бизнеса обернулся 2022 год
Оксимирон (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), Земфира и Борис Гребенщиков
Источник:
социальные сети

Некоторым группам повезло не так сильно — например, распалась петербургская рейв-группа Little Big.

«Надо сказать, что многие, в общем, чувствуют себя вполне уверенно, — говорит Троицкий. — Русских много везде, наши артисты и до этого выступали за границей. Уехали ведь очень известные люди, которые были основой культурного фона Российской Федерации».

Хейт Пугачевой и Галкина

Хорошо складывается за границей ситуация и у комика Максима Галкина (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), хотя в финансовом отношении, говорит Остудин, он потерял, так как зарабатывал в том числе за счет российской рекламы и телевидения.

Хейт Пугачевой, пропагандистские песни и крах концертной индустрии: чем для российского шоу-бизнеса обернулся 2022 год
Максим Галкин (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов) и Алла Пугачева на премьере сериала «Вертинский» в кинотеатре «Художественный» 8 сентября 2021 года

«Галкину (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов) было много чего терять. Что касается хейта Аллы Борисовны — это игра на низменных чувствах толпы, — уверен Алексей Остудин. — Понятно, что она не работала, концертов у нее не было, отменять было нечего. Но если бы захотела, могла бы стать главной звездой условного русского мира».

Журналист напомнил, что и в советские годы Алла Пугачева избегала исполнять патриотические песни о Коммунистической партии и стройке БАМов.

Отмена концертов

Волны отмен концертов пришлись на период после 24 февраля и затем — после 21 сентября. Некоторые артисты столкнулись с отменами своих выступлений.

Среди них, к примеру, срывы концертов «ДДТ» на стадионе в Москве и «Би-2» в «Лужниках», на которые уже были проданы билеты. Проблемы с выступлениям возникли и у группы «Сплин».

«Концерт „Би-2“ официально перенесен на следующее лето, но это десятки миллионов рублей убытков, — говорит Остудин. — Затрачены деньги на рекламу, продакшен, билеты… Даже в небольшие клубы сейчас могут позвонить из районной администрации и заявить, что тот или иной артист нежелателен».

По словам Остудина, музыкальная индустрия вернулась в советские времена заградительных списков.

Хейт Пугачевой, пропагандистские песни и крах концертной индустрии: чем для российского шоу-бизнеса обернулся 2022 год
Первый заместитель председателя Комитета госдумы РФ по культуре Денис Майданов во время пресс-конференции, посвященной подведению итогов II сезона Международного детского музыкального конкурса народных исполнителей «Мир — музыка и развитие», 14 ноября 2022 года

Без привозных звезд

Шоу-бизнес был одной из самых пострадавших отраслей в эпоху коронавируса и остается таковой по сей день. По словам Остудина, уже практически полностью обрушился гастрольный бизнес, в том числе с участием привозных звезд.

«Никто из больших международных звезд в Россию уже не приедет, — отмечает журналист. — А раньше Россия была неотъемлемой частью маршрута зарубежных артистов: после скандинавских стран они приезжали в Петербург, оттуда в Москву, затем в Киев и Варшаву. На московские фестивали приезжали топовые звезды, Москва могла похвастаться серьезной концертной афишей».

Часто для российской аудитории выступали иностранные исполнители, еще не достигшие пика своей карьеры, — к примеру, Леди Гага или группа Imagine Dragons.

То же касается киноиндустрии. В Москву на премьеры западных хитов обычно приезжали международные звезды, сыгравшие в картине главные роли. После премьеры они приходили на шоу к Ивану Урганту.

Возрождение жанра пропагандистской песни

Shaman, Вика Цыганова, Ольга Кормухина, Денис Майданов — Артемий Троицкий уверен, что все они являются представителями нового подразделения отечественной эстрады «пропагандистская песня». Такой жанр существовал в СССР, он ассоциировался с артистами типа Кобзона, Зыкиной и Лещенко, которые пели песни про Ленина, партию, Гражданскую и Великую Отечественную войну.

«Потом эта искусственная конструкция рухнула, и реального успеха у большинства песен не было. Хотя были хиты, типа „Дня Победы“, но их можно по пальцам пересчитать», — вспоминает Троицкий.

Хейт Пугачевой, пропагандистские песни и крах концертной индустрии: чем для российского шоу-бизнеса обернулся 2022 год
Shaman (Ярослав Дронов) во время выступления на концерте в рамках фестиваля молодых деятелей культуры «Таврида.Арт», 15 августа 2022 года

По его мнению, певец Shaman на данный момент единственный успешный проект.

«Этот исполнитель заработал на всей политической истории больше всех остальных. Его гонорар с нуля вырос почти до 5 миллионов рублей, — говорит Остудин. — Это, конечно, хорошая работа продюсера. Да, Shaman пишет сам, но ведь десять лет ничего не происходило, хотя он участвовал и в „Факторе А“, и в „Голосе“, и в хорошей кавер-группе пел. Но после песни „Я — русский“… Качественный коммерческий патриотизм».

Лучшие альбомы и рэперы

Напоследок — несколько свежих альбомов, которые пришлись по душе Артемию Троицкому. Среди них — «Дом всех святых» группы «Аквариум», «Камни» Tequilaiazzz, «Воздух общий» группы НОМ.

Из рэперов Троицкий выделил Noize MC (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), Васю Обломова, Оксимирона (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), Хаски и Фейса (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов).

«Музыкальным документом 2022 года я считаю альбом Влади „Длится февраль“. Мощнейшие тексты», — отметил Троицкий.

Хейт Пугачевой, пропагандистские песни и крах концертной индустрии: чем для российского шоу-бизнеса обернулся 2022 год
Noize MC (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов) во время концерта в поддержку рэпера Хаски на концертной площадке «Главклуба» 26 ноября 2018 года в Москве
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения