Кальянный рэп из TikTok
Еще одним феноменом 2022 года стала популярность нового музыкального стиля в TikTok — так называемого кальянного рэпа. Впрочем, музыкальных журналистов это не восхитило.
«Такого говна я не слышал никогда. Это просто звучащий продукт, — признался Троицкий. — Нет музыки вообще, русский язык с изъянами, тексты пошлейшие и слащавые, голоса с характерным акцентом. Хуже в мировой истории просто не существовало ничего. И это слушают миллионы <…> У нас сейчас доминирует гопническая музыка, которую исполнять можно лишь на „кортах“ в трениках „абибас“».
Мало корпоративов и меньше гонораров
Большинство компаний решили не проводить новогодние корпоративы в 2022 году или не приглашать на них артистов.
«Корпоративный бизнес и так сжимался каждый год, а в этом компании решили, что сейчас не время и не место», — отметил Остудин, добавив, что в среднем размер гонораров у российских исполнителей упал.
Массовая релокация артистов
По мнению Троицкого, российская музыкальная сцена, и попсовая, и классическая, сейчас разделилась.
В первой группе оказались артисты, не поддержавшие военную спецоперацию и покинувшие страну: Noize MC (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), Моргенштерн ((внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), Фейс (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), «Ногу свело!», Tequilajazzz, СБПЧ и другие. Большинство активно работают, гастролируют, в том числе в странах, куда переехала часть их аудитории (Грузия, Армения, Турция, ОАЭ, страны Прибалтики и Европы), записываются и снимают видеоклипы. Удачно концерты проходят у Земфиры (внесена Минюстом РФ в реестр иноагентов) и Бориса Гребенщикова (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов).
Некоторым группам повезло не так сильно — например, распалась петербургская рейв-группа Little Big.
«Надо сказать, что многие, в общем, чувствуют себя вполне уверенно, — говорит Троицкий. — Русских много везде, наши артисты и до этого выступали за границей. Уехали ведь очень известные люди, которые были основой культурного фона Российской Федерации».
Хейт Пугачевой и Галкина
Хорошо складывается за границей ситуация и у комика Максима Галкина (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), хотя в финансовом отношении, говорит Остудин, он потерял, так как зарабатывал в том числе за счет российской рекламы и телевидения.
«Галкину (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов) было много чего терять. Что касается хейта Аллы Борисовны — это игра на низменных чувствах толпы, — уверен Алексей Остудин. — Понятно, что она не работала, концертов у нее не было, отменять было нечего. Но если бы захотела, могла бы стать главной звездой условного русского мира».
Журналист напомнил, что и в советские годы Алла Пугачева избегала исполнять патриотические песни о Коммунистической партии и стройке БАМов.
Отмена концертов
Волны отмен концертов пришлись на период после 24 февраля и затем — после 21 сентября. Некоторые артисты столкнулись с отменами своих выступлений.
Среди них, к примеру, срывы концертов «ДДТ» на стадионе в Москве и «Би-2» в «Лужниках», на которые уже были проданы билеты. Проблемы с выступлениям возникли и у группы «Сплин».
«Концерт „Би-2“ официально перенесен на следующее лето, но это десятки миллионов рублей убытков, — говорит Остудин. — Затрачены деньги на рекламу, продакшен, билеты… Даже в небольшие клубы сейчас могут позвонить из районной администрации и заявить, что тот или иной артист нежелателен».
По словам Остудина, музыкальная индустрия вернулась в советские времена заградительных списков.
Без привозных звезд
Шоу-бизнес был одной из самых пострадавших отраслей в эпоху коронавируса и остается таковой по сей день. По словам Остудина, уже практически полностью обрушился гастрольный бизнес, в том числе с участием привозных звезд.
«Никто из больших международных звезд в Россию уже не приедет, — отмечает журналист. — А раньше Россия была неотъемлемой частью маршрута зарубежных артистов: после скандинавских стран они приезжали в Петербург, оттуда в Москву, затем в Киев и Варшаву. На московские фестивали приезжали топовые звезды, Москва могла похвастаться серьезной концертной афишей».
Часто для российской аудитории выступали иностранные исполнители, еще не достигшие пика своей карьеры, — к примеру, Леди Гага или группа Imagine Dragons.
То же касается киноиндустрии. В Москву на премьеры западных хитов обычно приезжали международные звезды, сыгравшие в картине главные роли. После премьеры они приходили на шоу к Ивану Урганту.
Возрождение жанра пропагандистской песни
Shaman, Вика Цыганова, Ольга Кормухина, Денис Майданов — Артемий Троицкий уверен, что все они являются представителями нового подразделения отечественной эстрады «пропагандистская песня». Такой жанр существовал в СССР, он ассоциировался с артистами типа Кобзона, Зыкиной и Лещенко, которые пели песни про Ленина, партию, Гражданскую и Великую Отечественную войну.
«Потом эта искусственная конструкция рухнула, и реального успеха у большинства песен не было. Хотя были хиты, типа „Дня Победы“, но их можно по пальцам пересчитать», — вспоминает Троицкий.
По его мнению, певец Shaman на данный момент единственный успешный проект.
«Этот исполнитель заработал на всей политической истории больше всех остальных. Его гонорар с нуля вырос почти до 5 миллионов рублей, — говорит Остудин. — Это, конечно, хорошая работа продюсера. Да, Shaman пишет сам, но ведь десять лет ничего не происходило, хотя он участвовал и в „Факторе А“, и в „Голосе“, и в хорошей кавер-группе пел. Но после песни „Я — русский“… Качественный коммерческий патриотизм».
Лучшие альбомы и рэперы
Напоследок — несколько свежих альбомов, которые пришлись по душе Артемию Троицкому. Среди них — «Дом всех святых» группы «Аквариум», «Камни» Tequilaiazzz, «Воздух общий» группы НОМ.
Из рэперов Троицкий выделил Noize MC (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), Васю Обломова, Оксимирона (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), Хаски и Фейса (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов).
«Музыкальным документом 2022 года я считаю альбом Влади „Длится февраль“. Мощнейшие тексты», — отметил Троицкий.