Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как стать режиссером?

Режиссер Филипп Ролихин о том, что делать, если вы почувствовали желание снимать.

Обсудить

Филипп Ролихин — режиссер «Такое кино на ТНТ», а также огромного количества документальных фильмов и ТВ-проектов почти для всех российских каналов. Недавно состоялась премьера его полнометражного фильма Message Number One. Мы решили поговорить с ним о творческом и профессиональном становлении.

Как стать режиссером? | maximonline.ru

Вы начинали как режиссер ТВ?

Да, в далеком 2008 году. В 2006 году меня взяли ведущим программы «Уроки английского» на «Мире» — телеканале стран Содружества. Я вел эту программу около полутора лет, потом ее закрыли. После этого я устроился на кабельный канал, там мне дали авторскую программу.

Вот так просто?

Канал был маленький, остальные снимали еще хуже меня. (Смеется.) Чуть позже я снял три пилота, разослал их всем, кого знал. В итоге один из пилотов запустили на том же «Мире». Это были «Экспериментаторы». Шоу было по содержанию похоже на Brainiacs с Ричардом Хаммондом.  Я сам монтировал его ночами, сам был режиссером и сценаристом. Я получил очень много бесценного опыта и до сих пор с удовольствием вспоминаю тот период.

Как вы перешли на федеральное ТВ?

Число проектов начало разрастаться. Параллельно у меня возникла работа в первом сезоне «Comedy Баттл». Еще начались документальные фильмы, программы для «РЕН ТВ», для «Первого канала», спортивные ток-шоу для канала «Россия-2». Всё это достаточно лихо развивалось. И с 2014 года мы начали выпускать шоу «Такое кино» на ТНТ. Сейчас параллельно с ним у меня в запуске еще несколько реалити для ТВ. Но теперь меня манит кинематограф. Год назад я снял полный метр.

Насколько режиссура на ТВ и в кино отличается?

Это хороший вопрос. Прежде всего важно понять, что делает режиссер. Если мы режиссурой называем получение готового сценария от продюсеров и придумывание по нему раскадровок, мизансцен, плюс съемки и монтаж — это одна история.

Я считаю, что режиссер должен быть пишущим, то есть недостаточно просто сценарий перерабатывать в видео, нужно создавать историю…  Джеймс Кэмерон написал абсолютно всё, что он когда-либо снимал. Кристофер Нолан большинство сценариев написал совместно со своим братом.

Это понятно, давайте вынесем сценарий за скобки…

В целом, если говорить о самом продакшене, то отличий может быть и не так много. Например, проект «Такое кино» мы снимаем технически так же, как снимаются полнометражные фильмы: у нас одна-две камеры, шесть осветителей, звукооператор, звукорежиссер, реквизит, костюм, грим. То есть это технология, полностью идентичная съемке кино.

Гораздо больше отличий от ТВ в содержании того, что мы снимаем, и во времени на подготовку. Телевидение ты всегда снимаешь очень быстро. Шоу, где большое количество камер, можно снимать до полутора-двух часов в день или даже больше. Я знаю, что «Камеди вуман» снимали по четыре эпизода в день, то есть, по сути, четыре часа готового материала.

Кстати, если ты работаешь режиссером на ТВ-проекте, где у тебя мультикам: то есть в параллели работает сразу много камер (десять, двенадцать, двадцать…), два крана, стедикамщик, два оператора с плеча и еще семь штативов, то твоя работа заключается в перманентном контроле этих двенадцати камер. Нужно, чтобы они все работали слаженно. Формально твоя должность тоже называется режиссер, но к киношной режиссуре это не имеет никакого отношения.

Это понятно. Название одно, а профессии разные. Давайте обсудим то, что приближено к киношной режиссуре. Сколько там снимают за день?

В «Таком кино» выработка в смену составляет около 15-20 минут уже готового материала. Естественно, раскадроваться на такой объем практически невозможно. Поэтому чаще всего твоя работа заключается в том, что нужно очень быстро придумать мизансцены и камеры. В лучшем случае у тебя есть примерное понимание. В сериале типа «Универ. Новая общага» выработка поменьше — минут 9-10. Но там тоже в основном снимают без раскадровок.

В кино выработка — 2-3 минуты. Это совершенно другой опыт. У тебя есть время подготовиться, подумать, как ты будешь снимать сцену и надо ли вообще эту сцену снимать. (Смеется.) По сути, ты можешь делать все то же самое, что на ТВ, только лучше. На Message Number One мы снимали по две сцены в день, около 3-4 минут. Во «Властелине колец» Питер Джексон иногда снимал 30-40 секунд в день, когда речь шла о сложных экшен-сценах.

У вас в производстве полнометражный мультфильм. Сложно ли его делать? Чем отличается эта работа?

Я боюсь, я не могу про это подробно рассказывать. Есть NDA. Если вкратце, сценарий уже написан. Сейчас мультфильм находится на стадии разработки раскадровок и аниматиков, а также создания персонажей.

Важное отличие: когда ты пишешь сценарий, ты не ограничиваешь себя. В полнометражном фильме, если ты вдруг придумал сцену, как два бензовоза взрываются на заправке, а герой работал на крыше этой заправки — и вот он летит, а потом удачно приземляется в мусоровоз, то продюсеры скажут, что это, несомненно, классная идея, но этого не будет, потому сцена стоит как общий бюджет фильма.

А в случае мультика продюсеры говорят: «Супер, давай делать!» И это тебя немного расслабляет — в хорошем смысле этого слова. Ты полностью спускаешь себя с поводка креатива и творчества.

Делаешь что хочешь…

Практически. В целом в случае мультика этапы работы отличаются. Пока мы писали сценарий, это еще как-то было похоже на полный метр. Но когда мы начали заниматься концепт-артом (несмотря на то что этот этап начался параллельно с написанием сценария — в момент, когда уже были определены и понятны все персонажи и локации), я понял, что это совсем другая история.

У нас работает потрясающий концепт-художник из Южной Кореи. С ним безумно приятно работать, потому что он как будто читает твои мысли. До этого он делал концепты для «Трансформеров». А наш мультик — про мобильные телефоны. Надеюсь, продюсеры меня не убьют, что я вам это рассказал.

Что порекомендовать людям, которые хотят заниматься режиссурой?

В первую очередь важно четко определиться с тем, что вы хотите делать. Потому что под понятие «режиссер» подпадают совершенно разные виды работ. Режиссер, который снимает документалку про моржей на Чукотке, — это одна работа. Режиссер сериала — другая работа. Режиссер полнометражного экшен-фильма — это уже третья работа. Режиссер реалити-шоу — четвертая. Режиссер новостей — пятая работа.

То есть тут очень важно понять, что именно вы хотите делать. Конечно, во всех работах есть много схожих принципов. Например, ты снимаешь многокамерное шоу — тебе важно понимать, как работают оси: люди, разговаривающие друг с другом, должны смотреть в разные стороны. То есть какие-то базовые вещи, универсальные для любых съемок.

Допустим, я понял, что хочу снимать сериалы и кино. С чего начать? Идти учиться?

Безусловно, можно пойти куда-то поучиться, это всегда полезно вне зависимости от ситуации. Но я бы рекомендовал сначала что-то снять. Например, короткий метр на 10 минут. Сейчас происходит сильное упрощение всего производства. Понятно, что фотоаппараты существуют уже много лет. А картинка с них приближена к кинокамере. Сегодня все больше распространяются дешевые стедикамы, так называемые гимблы. Чтобы снять отлет от умирающего героя уже необязательно заказывать вертолет, можно заказать коптер, который стоит в сто раз дешевле. И это многое упрощает, делает доступнее вход в профессию. Если вы хотите снимать кино, попробуйте прочитать Александра Митту, Сида Филда и Роберта Макки (именно в таком порядке). Напишите какой-то коротенький сценарий и попытайтесь снять его с минимальным бюджетом, позвав знакомого свадебного оператора и друзей, которые мечтают стать актерами. Возможно, это выйдет ужасно. (Смеется.) Вам может показаться, что вы зря потратили время. Однако это не так. Вы получите практический опыт. Вы приобретете определенные ощущения от этой работы, поймете, нужно это вам или нет. Это будет вашим фундаментом. Свой короткий метр отправляйте на фестиваль и получайте обратную связь.

С кино примерно понятно. А если я хочу строить карьеру на ТВ?

Если вы хотите заниматься телевидением, наверное, проще всего устроиться в низкобюджетные документальные фильмы: там обычно самая большая текучка кадров. Сложная работа, многие люди не очень хотят ей заниматься. Однако с нее гораздо проще начать свой путь. Что касается режиссеров мультикамерной съемки, честно, я не знаю, как они появляются. Мне кажется, это люди, которые долгое время снимали новости и эволюционировали в этом. Возможно, они эволюционировали из режиссеров монтажа. Самое главное — не бояться. Важно пробовать, звонить, писать, снимать. Не получается — пробовать снова. Не берут — пробовать снова. И ни в коем случае не сдаваться.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения