Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

7 песен Оззи Осборна, которые действительно очень важны

Когда говорят, что ушла эпоха, — это не преувеличение. Большинство из нас родились и жили в мире, где уже существовали Оззи и Black Sabbath.

23 июля 20252
Самый первый сольник Оззи Осборна, 1980 год | Источник: обложка альбома

Самый первый сольник Оззи Осборна, 1980 год

Источник:

обложка альбома


«Black Sabbath» (1970)

Стартовала карьера бирмингемского квартета Black Sabbath с одноименного трека с фирменной кладбищенской атмосферой и приступами панического ужаса. Обычно люди говорят, будто Оззи, Тони, Билл и Гизер изобрели хеви-метал.

Утверждение небезосновательное, однако спорное: имеется изрядно кандидатов-изобретателей, начиная с Iron Butterfly и Blue Cheer в 1968-м. Однако точно, что трек «Black Sabbath» разрыхлил почву, дабы спустя 15 лет из нее вылез новый дивный жанр — дум-метал. Первенство Black Sabbath в этом уже никто не оспаривает — такое просто опасно для здоровья и жизни.


«Paranoid» (1970)

Песня, написанная буквально на коленке в последний момент, когда обнаружилось, что второй альбом Black Sabbath «War Pigs» выходит неприлично коротким. Вещь внезапно обернулась суперхитом, и альбом в экстренном порядке переименовали в «Paranoid», только обложка осталась прежней, нарисованной для «War Pigs», поэтому народ недоумевал, к чему там на картинке штурмовик с дурацкой саблей.

Сингл стал визитной карточкой коллектива, вынес Оззи и Ко прямиком в мейнстрим, но главное — превратился в хеви-металлический стандарт. Каждый второй начинающий гитарист начинает свою возню с гитарой, разучивая рифф «Paranoid», ведь он очень прост и ярок. По этой же причине песня полюбилась и панкам, её включают в сонм протопанковых произведений.


«Into the Void» (1971)

Не самая популярная и знаменитая, но точно наиболее культовая вещь Black Sabbath. К третьему альбому группы у Тони Айомми устали и заболели пальчики, он принялся экспериментировать с понижением строя, от этого струны висят расслабленно. Но обнаружился побочный эффект: звук стал гораздо тяжелее, массивнее, жирнее. Тут-то и поперли монументальные риффы, которыми просто забита пластинка «Master of Reality».

Параллельно группа занялась усиленными экспериментами с запрещенными и опасными для здоровья психоделическими веществами (не пробуйте это повторить). Описанные два фактора сложились и породили новый жанр, который много-много лет спустя назовут «стоунер-рок». «Into the Void» активно перепевается и стоунерами, и дум-металлистами и даже артистами из сферы гранжа.


«Snowblind» (1972)

Вообще о грандиозном влиянии Black Sabbath на музыку гранж говорят и пишут куда меньше, чем оно того заслуживает. А ведь практически весь Сиэтл эпохи Кобейна сидел на диете из Black Sabbath вперемешку с инди-роком и панком. История жанра довольно хитрая на самом деле, ибо в начале 80-х андеграундные артисты не особенно почитали Оззи и Black Sabbath, но тут культовый калифорнийский хардкор-бэнд Black Flag (в нем тогда пел Генри Роллинз) неожиданно совершил кульбит в воздухе и записал полный депрессухи и риффов а-ля Black Sabbath альбом «My War».

С этой программой Генри Роллинз и его кореша приехали выступать в Сиэтл, и там все просто ошалели от такой гремучей смеси. Четвертый альбом Black Sabbath в этом аспекте важен неимоверно, стена слегка дисгармоничного звука вдохновила помимо гранжа и другой современный стиль — сладж-метал. Поэтому кроме «Snowblind» еще следует отдельно выделить песню «Wheels of Confusion».


«Mr. Crowley» (1980)

В 1979-м истощенный и потерявший остатки былого запала Оззи покинул Black Sabbath и принялся набирать команду для сольного альбома, который, к изумлению публики, ни звуком, ни вайбом не походил на Black Sabbath. И был воистину шикарен! Дебютник вышел в самый разгар молодежной революции: родину Оззи праведным пламенем выжигала «новая волна британского хеви-метала». Пластинки выпекали Iron Maiden, Saxon, Diamond Head, Vardis, а годом позднее — приумножатель инфернальных начинаний Оззика ансамбль Venom.

«Blizzard of Ozz» в общем-то и звучал как выходец из этой самой «волны», для начинающих артистов это была как поддержка от высшего божества. Впрочем, божеств на альбоме оказалось два — посмотрите и послушайте, как в живом исполнении «Mr. Crowley» куролесит гитарист Рэнди Роадс. Скоро его не станет, и, по признанию Оззи, это была величайшая потеря в его жизни, от которой он так и не оправился.


«Bark at the Moon» (1983)

«Bark at the Moon» — наиболее трудный для Оззи Осборна альбом. Требовалось не только переварить и пережить гибель Рэнди Роадса, но и как-то двигаться дальше. Перед вами единственная пластинка, где автором всех песен указан исключительно сам Оззи, хотя гитарист Джейк И Ли утверждает обратное — дескать, супруга и менеджер Оззика Шэрон хамски его кинула и не записала в авторы. Некрасивая история. Также за громадные деньги для артиста пошили костюм оборотня, в котором он снялся для обложки и клипа.

В общем, колесики шоу-бизнеса вертелись, и пластинка стала трижды платиновой в США, да и в других странах пошла на ура. В СССР как раз в то самое время раскочегарилась подпольная мода на хеви-метал, и «Bark at the Moon» пронзил сердце до самой печени! Для тысяч наших сограждан знакомство с «великим и ужасным» Оззи началось с «Лая на Луну».


«No More Tears» (1991)

«No More Tears» — самый продаваемый сольник Оззи Осборна (наряду с дебютником), с охапкой хитов, премией «Грэмми». А главное, предыдущий альбом с гитаристом Закком Уайлдом, который Оззи привозил в Москву на Фестиваль мира, у публики не покатил, а этот звучал как работа над ошибками и музыка из будущего. Такого жирного, мощного саунда доселе не ловил никто; слушатели, музыканты и звукорежиссеры испытали приступ культурного шока.

Редактор отдела музыки MAXIM однажды случайно включил эту запись в присутствии российского рекорд-продюсера, и тот в порыве откровения молвил: «Такой звук у нас не сделает никто!» Для девяностых это было правдой.

А на «Горбушке» в это время под легким снежком собирались кучки фанатов и спорили, кто лучший вокалист Black Sabbath — Оззи или Дио. Спор разрулил один из собеседников, который выдал гениальную краткую характеристику артиста: «Вы знаете, Дио — монстр. Так, как он, никто больше не споет, он уникален, он сила! Зато Оззи выйдет на сцену, окатит зрителей водой из ведра — и люди уже поголовно счастливы!»

И ведь мы были тому свидетелями! Первый визит Оззи Осборна в СССР: как это было и к чему привело.

Комментарии2
под именем
  • В последних альбомах гораздо круче есть песни или сравнимые
Подписываясь на рассылку вы принимаете условияпользовательского соглашения
На информационном ресурсе применяются cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на их использование.