Depeche Mode, «Violator» (1990)
Нынче в такое трудно поверить, однако факт — вплоть до «Violator» Depeche Mode в музыкальных кругах считались легкомысленной поп-группой для непритязательных школьников. Квартет отчаянно старался сбросить с себя сей неблагодарный груз, для чего на помощь были привлечены все возможные средства: мрак, печаль и даже электрогитары. Фокус сработал, и в 1990 году Depeche Mode стали коллективом, к которому прислушались даже металлисты.
Entombed «Left Hand Path», (1990)
Шведские дэт-металлисты сделали одно из самых феноменальных открытий в истории сталеварения. Оказывается, если изобрести идеальный торкающий саунд, можно из него печь бесконечное количество песен как пирожки. «Left Hand Path» подарил нам брутальное и тяжелое жужжание, из которого по сей день состоит львиная доля скандинавского дэта. Да, там постарались и гитаристы, и продюсер с инженером, но на наш взгляд во время записи все тумблеры и ручки крутил лично Ктулху.
Nirvana, «Nevermind» (1991)
Массовая Америка (в отличие от Британии или Европы) была тотально глуха к панк-року, постпанку и всяческому инди. Нишу народной примоченной музыки там занимал радиоформатный хард-энд-хэви, который пренебрежительно называли хейр-металом. После выхода «Nevermind» хейр-метал в Америке умер мгновенно. А затем и в остальном мире. Молодым полюбилось быть грустными, лохматыми и оборванными. Может не лучшая, зато точно важнейшая пластинка девяностых.
A Tribe Called Quest, «The Low End Theory» (1991)
После бурных революционных 80-х, в следующем десятилетии хип-хоп почти не сбавил темп и подарил народу изрядное количество откровений. Однако если выбирать один альбом из категории, звучащих как ничто ранее, первым на ум придет «The Low End Theory» — экспериментальный, местами почти джазовый рэп, деликатный, при этом качающий не слабее гангсты. Ключевая веха в становлении альтернативного хип-хопа.
Slint, «Spiderland» (1991)
Краеугольный камень пост-рока и мат-рока, 40 минут монотонных и сложно структурированных треков, которые язык не поворачивается называть привычным словом «песни». Признание слушателей вызревало долго, многие годы, а теперь «Spiderland» — мегаклассика для тех, кто считает себя отчаянно мозговитым слушателем.
Red Hot Chili Peppers, «Blood Sugar Sex Magik» (1991)
В начале девяностых будущее альтернативного рока виделось достаточно отчетливо, однако неполно. Казалось, будет доминировать новомодный грандж, а также постпанк и инди-фолк по типу R.E.M. В общую смуту вмешались Red Hot Chili Peppers, для которых 1991 год стал годом прорыва — они вдруг стали продавать записи миллионами и (совместно с Primus) родили фанковое крыло альтернативного рока. Без которого музыкальный мир и не представить сегодня.
My Bloody Valentine, «Loveless» (1991)
На руинах пост-панка, нойз-попа, дрим-попа, эмбиента и психодела ирландцы возвели один из максимально странных и дивных опусов эпохи. И заодно жанр, что получил название «шугейз». В неописуемый восторг пришли столь разные слушатели, как Брайан Ино и Роберт Смит из The Cure. В среде критиков пошли разговоры о новой эпохе в музыке — оказались ли они правдой, решайте сами.
Massive Attack, «Blue Lines» (1991)
Трип-хоп — тот случай, когда жанр целиком и полностью сформировался еще в 1991 году (как раз с выходом первого альбома Massive Attack), однако в такое трудно поверить, включив пластинку. Бристольцы обогнали звук своего времени! «Blue Lines» оторвал слушателей от того, что они привыкли слушать в формате электроники и хип-хопа, и понес далеко дальше. Подлинный прорыв.
Pantera, «Vulgar Display of Power» (1992)
По факту Pantera все девяностые годы заменяла широким массам ансамбль Metallica, который занесло на повороте в какую-то неведомую постылую глушь. Pantera доказала — можно нарезать быстро, тяжело и при этом вольготно зависать в хит-парадах и собирать фулхаусы. Pantera на двоих с Sepultura прокачала новый саунд, новый грув, за которым потянулись ню-метал, альт-метал, металкор и прочие хорошие и нехорошие плоды эпохи. Альбом, чье название не врет даже в историческом контексте.
Faith No More, «Angel Dust» (1992)
В сумме с их предыдущим лонгплеем «The Real Thing» (1989), «Angel Dust» создал всю фанковую и шизоидную основу для альтернативного метала. Которому в то время еще даже не могли придумать название и просто считали Faith No More хеви-металом для инопланетян.
NOFX «White Trash, Two Heebs and a Bean» (1992)
Смешно вспоминать, когда панки NOFX записали свои переломные два альбома — «Ribbed» и «White Trash, Two Heebs and a Bean» все называли их клонами Bad Religion. Нынче ни один супостат не позволит себе подобной крамолы на языке. NOFX принесли в американский панк-рок давно забытое многообразие — тут и поп-панк, и хардкор, и ска-панк и ретро-джаз, всё с фирменными комическими номерами и вставками от NOFX. Вслух об этом редко говорят, хотя в реальности именно NOFX — ролевая модель для половины поп-панков девяностых и нулевых. Если не больше.
Pavement, «Slanted and Enchanted» (1992)
Из пучин лоу-фай-инди (то есть самодеятельного диванного рока) на свет выползло сие творение в жанре «чё вижу, о том и пою». Pavement — попытка лишить альтернативный рок малейших следов амбициозности. Идея — сочинять песни, которые поначалу бесят своей простотой, пока у вас не откроется третий глаз или третье ухо. И вот тогда вы уже не сможете оторваться!
Ministry, «Psalm 69» (1992)
Альбом, который принес индустриальный металл в каждый дом — спасибо за это мегахиту «Jesus Bulit My Hotrod». Хотя послушайте заодно «Just One Fix» — это же будущий Rammstein в чистом виде, осталось лишь добавить немецкого рыка. A «Hero» странным образом похож на поздний The Exploited. Да, богатая на жанры пластинка, которую лишь формально считают за веху в индустриальном металле, тут ведь целый паноптикум металов и альтернатив.
DarkThrone, «A Blaze in the Northern Sky» (1992)
Скрипучая кладбищенская сырость — вот что встречало неподготовленного слушателя в 1992 году, когда он включал эту пластинку, которая переоткрыла блек-метал заново. «A Blaze in the Northern Sky» — первый лонгплей в жанре норвежского блека, бесчеловечная злоба, мизантропия и готовый шаблон на грядущие десятилетия. Карт-бланш на темное злодейство.
Green Day, «Dookie» (1994)
Всю первую половину девяностых человечество открывало для себя злую и депрессивную музыку. А куда же делись те, кто любит жизнь? — спросите вы. К 1994 году и впрямь казалось, весельчаки вымерли. И тут энергичный и заводной «Dookie» вдруг порвал все хит-парады и был распродан 20-миллионным тиражом. Озорство и потеха нашли выход и победили!
Blur, «Parklife» (1994)
В Британии сочинение позитивных песенок также было запущено в серию вокально-инструментальным ансамблем Blur. На основе шлягеров The Beatles и The Kinks 1966–1967 годов лондонцы нахимичили свой рецепт брит-попа: просто, энергично, мелодично, с чисто английской шаловливостью. Blur вернули потеху в британский рок.
Oasis, «Definitely Maybe» (1994)
Главные конкуренты Blur относились к себе и к рок-н-рольному образу жизни с куда больше серьезностью. Хорошо это или плохо — было предметом почти всех музыкальных споров середины девяностых, пока на дворе горела война брит-попа: Blur против Oasis. Oasis ненавидели многие. Очень многие. Но даже ненавистники рано или поздно соглашались: а ведь неплохо сбацать что-то подобное!
The Prodigy, «Music for the Jilted Generation» (1994)
К девяностым годам люди уже стали забывать, как изначально в доисторические времена электронная музыка относилась к року. The Prodigy внезапно вспомнили данный тезис, прокачали электронику жиром, драйвом, маниакальной энергией. И вытравили из нее все занудство и скуку. Такое просто обязано было зажечь весь мир — и всю вторую половину девяностых мы и вправду жили под знаком The Prodigy.
Bjork, «Post» (1995)
«Debut» 1993- года Бьорк Гвюдмюндсдоуттир был во всех отношениях чудесен и прекрасен, но его эксперименты не забегали далеко вперед и вглубь, по сути демонстрируя миру еще один идеальный поп-альбом. Зато «Post» уже ни в чем себе не отказывал — Бьорк даже вырвалась за пределы Питера Гэбриэла и Кейт Буш, что казалось немыслимым и невыполнимым телодвижением. В середине девяностых исландская певица создала все готовые формы, рецепты и лекала для арт-поповых барышень XXI века.
Radiohead, «The Bends» (1995)
Грандиозный музыкальный эксперимент, который в любое другое время ждал бы полный провал, но не в 1995 году, когда мир был готов принять и впитать почти все угодно. Благодаря «The Bends» Radiohead занял колоссальных размеров нишу на рынке — щемящая музыка для любителей порыдать и порефлексировать. В любом другом исполнении это звучало бы ужасно, но Radiohead магическим образом творит подобное на высочайшем уровне. Подлинное искусство! Неудивительно, что подмяли под себя всю целевую аудиторию.
«Мумий Тролль», «Морская» (1997)
Давайте себе признаемся честно: до «Мумий Тролля» русский рок девяностых являл собой максимально унылое, невыразительное и непрофессиональное хрючево. Он годился лишь на то, чтобы пугать маленьких детей: «Будешь плохо себя вести, включим тебе на ночь русский рок». Дальневосточные волны принесли россиянам альбом «Морская», от которого несло свежим бризом инди-рока, брит-попа и всего лучшего, что подслушал Лагутенко на иностранных волнах. Альбом открыл золотую эпоху русского рока, которая оказалась не такой долгой, как нам мечталось.