Сатана в «Адвокате дьявола»
С точки зрения нарядов, причесок и мишуры Сатана в исполнении Аль Пачино ничего экстравагантного собой не являет: классический злодей в галстуке. Тут гораздо важнее, как себя подает в этой ленте антигерой Аль Пачино, как он вписывается в реальность со всей своей инфернальностью: включает обаяние, когда экстренно требуется кого-то соблазнить, и, наоборот, демонстрирует приглушенную скромность, перемещаясь по городу на самом банальном общественном транспорте. Сатана тут — носитель максимально неизменного стиля, который волшебным образом действует по-разному в зависимости от ситуации и хотелок.
Воланд в «Мастере и Маргарите»
Российский дьявол в исполнении немецкого артиста Аугуста Диля для своих строгих времен выглядит куда более щеголем. Тем не менее чувствуется, как ему приходится себя сдерживать, ибо, с одной стороны, требуется показать себя как успешного заграничного артиста и выделяться на фоне трикотажной серости Советского Союза, однако и не переборщить, скатываясь в клоунаду, ибо в булгаковском романе Сатана — существо невероятно сложной организации и даже не совсем до мозга костей злодейское.
Джокер в «Темном рыцаре»
Да, безусловно Джокер в исполнении Хоакина Феникса и особенно в версии Хита Леджера — клоун и панк. Не забываем, однако, что человечество вот уже почти 50 лет живет в эпохе, где все базовые тона современной моде задает панк-культура (и это не шутка). Вписать китч в эстетику очень строгих и художественно глубоких фильмов (таких как «Темный рыцарь» и «Джокер») задача втройне сложная, остается лишь аплодировать, как сей образ был собран, разобран, снова собран и ни разу не развалился в пух и прах на глазах у зрителя.
Ганнибал в «Молчании ягнят» и «Ганнибале»
Вы и сами отчетливо поняли из фильмов и сериалов, что Ганнибал Лектер — крайне утонченная, деликатная натура с пристрастием к классической музыке и эксклюзивным деликатесам, пребывающая в вечных поисках гармонии там, где человек с нормальной психикой ее найти не в состоянии. Ганнибала на экранах воплощали разные актеры, из них двое докопались до самой сути, не забыв про внешность, — это Энтони Хопкинс и Мадс Миккельсен.
Кэлвин Кэнди в «Джанго освобожденном»
Казалось бы, изувер-рабовладелец и отточенное чувство стиля — вещи несовместимые в любом мире. Кроме тарантиновского! Леонардо Ди Каприо достался персонаж с самым пугающе гигантским разрывом между позитивным просветленным обликом и дьявольской душой в карьере актера. А эта карьера многое повидала.
Ганс Грубер в «Крепком орешке»
События «Крепкого орешка» происходят все-то в течение одной ночи, за такой срок далеко не каждый злодей раскроется, не говоря уже о демонстрации своего вкуса, стиля и манер. Гансу Груберу (вернее говоря, Алану Рикману) каким-то чудом все вышеперечисленное удалось. Знаете, бывает ковер, который задает тон всей комнате, а тут в фильме присутствует господин, задающий тон всему небоскребу. И рождественской вечеринке заодно. У вас ни разу в жизни не возникало желание увидеть какой-нибудь приквел и целый спин-офф про герра Грубера?
Норман Стэнсфилд в «Леоне»
Гэри Олдмен (напоминаем, его негодяя в ленте Люка Бессона зовут Норман Стэнсфилд) настолько шикарен в каждом своем появлении в кадре, что поневоле мечтаешь, чтобы он перестал быть мразью, съел антимразин и в финале перешел на сторону добра. Жаль, невозможно: злодейство Нормана непростительно, необратимо, да еще шокирует отсутствием даже малейших намеков на честь и совесть. Зато в аду Норману заготовлена скамейка для самых стильных и колоритных клиентов.
Патрик Бейтман в «Американском психопате»
Тот случай, когда ухоженность и богатый стиль антигероя — не спонтанное решение актера или режиссера, а обязательный элемент, на котором держится весь фундамент произведения. Это касается и книги, и одноименного фильма с Кристианом Бэйлом в главной роли. В них зло самозародилось в воспаленном разуме богатого пижона, у которого из морально-этических ориентиров только лучшие рестораны, костюмы, клубы, массаж и песни Фила Коллинза на самых дорогих стереосистемах.
Ганс Ланда в «Бесславных ублюдках»
Фильмы про нацистов всегда обладали жутким и особо темным шармом, когда речь заходила о их образах и манерах. Вы точно не найдете более стильный советский телесериал, чем «Семнадцать мгновений весны». И даже на этом бесконечно богатом фоне тарантиновские «ублюдки» выдали персонажа абсолютно инновационного и не имеющего аналогов — штандартенфюрера Ганса Ланду в исполнении Кристофа Вальца. Это был секретный ингредиент, без которого фильм просто бы не получился и потерял половину своей неотразимой роковой фатальности.
Рауль Сильва в «007: Координаты „Скайфолл""
По правде говоря, каждый второй суперзлодей бондианы мог на автопилоте залететь в наш список стильных вредителей. Мы даже подумывали специально для них выделить отдельный закоулок, но в итоге решили героическим усилием воли выбрать одного. Им стал Хавьер Бардем в образе Рауля Сильвы. Не потому, что он внешне особенный — это так, конечно. Но важнее, что скрывает за собой вся особенность: за четким и броским образом спрятано воистину прогнившее в прямом и переносном смыслах нутро. Работа на пугающих контрастах в «Скайфолле» удалась как никогда ранее.
А теперь посмотрим, как работники соседнего отдела MAXIM справились с похожей задачей: Самые стильные фильмы всех времен и народов.