90% читателей (согласно нашим воображаемым опросам) никогда не читали роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». Поэтому мы не будем фиксироваться на первоисточнике. Благо в самом фильме для фиксаций объектов предостаточно — Фрейд бы скопытился от счастья.

Фото №1 - MAXIM рецензирует самый обсуждаемый российский фильм года «Петровы в гриппе»
Кадр из фильма «Петровы в гриппе»

Здесь все то, что присутствует в любом нашем забористом фестивальном фильме. Только больше, жирнее, беспощаднее и, может быть, даже бессмысленнее. Вот об этом и поговорим.

Кинокритику платят за то, чтобы в начале каждой рецензии он обязательно рассказал, о чем это кино. Тут нам рассказывать не о чем, так что мы останемся без гонорара.

Первый час картина проводит в режиме новогоднего чернушного роуд-муви — как «Страна ОЗ» Сигарева, только в разы крепче. Кто-то куда-то катит по Екатеринбургу на ржавом катафалке, кто-то где-то пьет, кто-то горланит чудовищные бардовские песни на литературном вечере в столь же ржавой библиотеке. Екатеринбург в фильме — аидово царство фриков, как будто всем персонажам Гоголя раздали ЛСД и пустили это дело на самотек.

Для поклонников Сорокина или Балабанова это будет лучший час фильма.

Фото №2 - MAXIM рецензирует самый обсуждаемый российский фильм года «Петровы в гриппе»
Кадр из фильма «Петровы в гриппе»

Затем ощущение праздника накатит на тех, кто еще помнит СССР во всех интимных деталях. То есть когда ты не только помнишь, как в ГУМе продавался лучший пломбир в мире за 20 копеек, но и то, что в нем хрустели кусочки льда, а на самом дне вафельного стаканчика всегда оставалось немного воздуха. Мы говорим иносказательно, ни пломбира, ни тем более ГУМа в картине нет, однако суть ты уловил.

Реставрация советской бытовухи проделана с сатанинским энтузиазмом, а когда дело доходит до детской елки в свердловском ДК, хочется с воплем «Мамочка!» мчаться в домашнюю постель и валяться там с гриппом до тех пор, пока СССР не скончается. Собственно, многие из нас так и поступали.

Этот кусок, вернее, эти спонтанные куски фильма тоже явная удача режиссера Кирилла Серебренникова.

Фото №3 - MAXIM рецензирует самый обсуждаемый российский фильм года «Петровы в гриппе»
Кадр из фильма «Петровы в гриппе»

Хорош еще и омерзительный русский рок, которым сдобрена половина саундтрека. Своей врожденной кособокостью русский рок нагнетает макабричность, что не просто отлично. Это довносит в картину ностальгическое сходство с экспериментальными перестроечными фильмами.

Длинная картина увлекательно течет. Ты чувствуешь, что она течет куда-то в унитаз, но именно это и увлекает. Ровно до тех пор, пока ты вдруг не поймешь, что текла она в никуда, даже не в унитаз. И мало того — в какой-то момент остановилась. Финальный акт — это «Москва слезам не верит» для неудачниц, приправленная гомоэротизмом и сценой в женской бане, чтобы парни не скучали со своими пенисами на показе. Час брожения и мытарств только ради того, чтобы в самом конце узнать, что тебе показывали не историю, а мучительно разжевывали пару анекдотов со скомканной шуткой на последней секунде.

Вопрос, что это было, от тебя не отвяжется никогда. В «Петровых» царит не нарратив, а поток сознания. Что необязательно плохо — достаточно вспомнить какой-нибудь «Обед нагишом».

Только «Обед нагишом» держал зрителя за горло и тащил его до самых финальных титров. «Петровы в гриппе» бросают зрителя на полпути и мгновенно забывают, что он вообще существовал. Становится слегка обидно за бесцельно пропитые вместе с героями фильма бутылки водки. А бутылок в фильме больше, чем всего остального.

«Петровы в гриппе» — вещь в себе, которая слегка не в себе.

Увидеть все это, конечно, надо. Чувство, что тебя чуток кинули, — тоже чувство. А чувства для зрителя — самое главное, как ни крути.

Кинофильм «Петровы в гриппе» в российском прокате с 9 сентября 2021 года. Режиссер Кирилл Серебренников. В ролях: Семен Серзин, Чулпан Хаматова, Юрий Колокольников, Иван Дорн, Юлия Пересильд.


Чтобы подготовить себя к встрече с советским прошлым, перечитай нашу статью «10 советских фильмов, которые надо показать иностранцу или пришельцу». Оно поможет.