Фото №1 - Лиам Нисон: «Такой фильм Клинт Иствуд мог бы снять в начале 80-х»
Кадр из фильма «Заступник» (The Marksman), 2021. Впрочем, это мог быть любой фильм, где расстроенный и разозленный Лиам Нисон тыкает в кого-то пушкой
Фото
«Вольга»

— Ты уже собирался на покой, чтобы вечно играть седых мудрецов, наставников джедаев. Идеальный пенсионный план! И вдруг после «Заложницы» ты уже почти пятнадцать лет как главная звезда боевиков. Бегаешь, палишь во все стороны. Не надело? Может, поэтому «Заступник» немного отличается — он более душевный, с ребенком в кадре.

– Вот! Ты же сам назвал причину, почему я решил сняться в таком фильме. Кроме того, за все эти годы накопился изрядный опыт работы с детьми. Знаешь, порой работать с детишками весело и легко, а иногда, скажу честно, проблематично. И тут как раз на площадке попался правильный мальчик. Его зовут Джейкоб Перес. У него опыта-то никакого, зато как смотрит! Поразительный взгляд. В его глазах читаются грусть и жизненный опыт, совершенно не соответствующий его возрасту.

— Лет-то ему сколько?

Мы снимали фильм в 2019 году, Джейкобу тогда было всего одиннадцать. Когда он улыбается, словно солнце показывается из-за туч. Я сам многому научился у этого парня. Он был удивительно сконцентрирован, никогда не терялся даже в самых боевых сценах. Я ему слегка завидовал.

 — Стоп. Если какой-то пацан все знает лучше тебя, чему же ты тогда научился за все свои годы?

— Существует множество афоризмов об актерской игре. Два мне особенно нравятся. Первый произнес великий Джеймс Кэгни (в России его знают по нуару «Ангелы с грязными лицами». — Прим. ред.). Он сказал: «Ты выходишь на площадку. Ты встаешь на отметку. Ты говоришь правду». Это мне нравится.

Фото №2 - Лиам Нисон: «Такой фильм Клинт Иствуд мог бы снять в начале 80-х»
Фото
«Вольга»

 — А второй?

Другой афоризм можно часто услышать от Роберта Дюваля («Крестный отец», «Апокалипсис сегодня». — Прим. ред.): «Актерское мастерство заключается в умении слушать». Я честно пытался следовать обоим афоризмам на съемках «Заступника». Джейкоб же сводил на нет весь мой опыт, а ведь у меня за плечами шестьдесят три или шестьдесят четыре картины. Он заставлял меня прислушиваться к его репликам. Большую часть фильма он не говорил вообще, так что мне приходилось прислушиваться еще пристальнее, ха-ха.

 — А что помогло создать атмосферу в стиле работ Клинта Иствуда?

 — Спишем это на режиссерскую находку. Роберт Лоренц много лет работал с мистером Иствудом на правах продюсера, исполнительного продюсера, да по всякому. Я имел счастье и самолично поработать с мистером Иствудом, где-то тридцать один или тридцать два года назад. (Они снимались в картине «Игра в смерть». — Прим. ред.)

Классно, что Роберт не терял времени даром и перенял многие навыки мистера Иствуда. Прочитав сценарий, я подумал: «Да, наверное, такой фильм Клинт Иствуд мог бы снять в начале 1980-х». Да он и в подходе к работе был похож на Клинта. Весь такой спокойный, не повышает голоса и ведет себя вечно так, словно у нас была уйма времени в запасе, чтобы снять сцену правильно. Хотя на самом деле времени не было вовсе, мы отсняли весь фильм за двадцать девять дней. Но в работе с Робертом актеры никогда не чувствовали никакого давления. Как, кстати, и в работе с мистером Иствудом.

— Ты играешь профессионального снайпера, который вернулся с войны, отошел от дел, а приступы ностальгии о прошлом его вечно преследуют и терзают. Такие люди все еще попадаются в реальной жизни? С кого ты брал пример?

 — Сначала замечу, что я много читал о ветеранах, в том числе мне попались на глаза мемуары ветеранов войны в Корее, которую теперь называют забытой войной. И про Вьетнам, конечно. Я прочитал несколько книг о легендарном американском снайпере, который отслужил во Вьетнаме. Ну и главное, я лично знаком с несколькими британскими военными и мог поговорить с ними о том, какой опыт они приобрели на войне и как это повлияло на их жизнь.

Многие из них признавались, что наглухо закрывались от внешнего мира. Они пережили такое, чего никто и никогда переживать не должен. Однако они защищали свою страну или воевали по другим, не менее важным причинам. Как бы то ни было, их сердца закрылись от внешнего мира. После всего этого я решил, что, видимо, только ребенок смог бы растопить их сердца, почувствовать жизнь заново. Вот об этом мы и сняли фильм.

Заступник (The Marksman). Режиссер Роберт Лоренц. В главных ролях: Лиам Нисон, Кэтрин Уинник, Хуан Пабло Раба. В российском прокате с 4 февраля 2021 года.