Из всех советских автомобилей «Жигули» чаще всего называют самыми важными. Просто потому, что «АвтоВАЗ» в начале 1970-х полностью перезагрузил весь отечественный автопром. Однако самым первым «Жигулям» — «копейке» — часто достаются не только респект и уважуха, но и жесткие наезды и предъявы. Вспоминаем только самые частые претензии к легендарной «жиге». 

Фото №1 - Удар по «копейке». 6 популярных мифов о ВАЗ-2101, которые не соответствуют действительности

Итальянцы втюхали СССР никому не нужный автомобиль

Одно из самых распространенных обвинений. Мол, FIAT за огромные деньги развел Советы на устаревшую тачку. Конечно, это не так. В конце концов в 1966-м, когда шли переговоры о выборе автомобиля для выпуска в СССР, FIAT 124 (он же прототип «копейки») считался новой, с иголочки, разработкой. И пусть это была немного консервативная тачка (задний привод, например, тому доказательство), FIAT 124 все равно забрал титул «Лучший автомобиль Европы 1967 года». Всякой туфте такие премии не доставались никогда.

Фото №2 - Удар по «копейке». 6 популярных мифов о ВАЗ-2101, которые не соответствуют действительности

Советские инженеры испортили конструкцию FIAT

Причем в качестве аргумента часто приводят задние тормозные диски, от которых наши действительно открещивались, как от чумы. Никто почему-то не вспоминает, что, превратившись в ВАЗ-2101, итальянский FIAT стал выносливее, комфортабельнее и надежнее. Если первые итальянские прототипы 124-го на русских дорогах буквально разваливались на части после 10 тысяч километров пробега, то «копейка» зарекомендовала себя одной из самых долгоиграющих моделей на рынке. 

Фото №3 - Удар по «копейке». 6 популярных мифов о ВАЗ-2101, которые не соответствуют действительности

К моменту начала производства «копейка» уже была устаревшей

Почти четыре года от подписания контракта до запуска конвейера с нуля на построенном в чистом поле завода — срок не самый большой. Но для конкретной модели все же немалый… Где же истина? Пожалуй, к 1970-му «копейка» находилась в самом расцвете сил: это был все еще очень добротный даже по европейским меркам классический седан. Успешные экспортные поставки это только подтвердили.    

Фото №4 - Удар по «копейке». 6 популярных мифов о ВАЗ-2101, которые не соответствуют действительности

Экспортные успехи Lada построены только на бросовой цене

Отнюдь. Если бы это было так, то в FIAT не стали бы так расстраиваться из-за того, что русские «Лады» отнимают у итальянских бюджетных малолитражек столь заметную долю на европейском рынке. Конечно, Lada позиционировалась в Европе как бюджетный бренд. С этим никто и не спорит. Но секрет успеха вазовских седанов в 1970-х не только в низком ценнике. Продуманная конструкция, удобство и низкая стоимость эксплуатации также сыграли свою роль. 

Фото №5 - Удар по «копейке». 6 популярных мифов о ВАЗ-2101, которые не соответствуют действительности

«АвтоВАЗ» не насытил автомобильный голод страны 

Утверждение во всяком случае спорное. Тут ведь мыслят каким образом? Раз даже после выхода завода Тольятти на запланированную мощность в 660 тысяч машин ежегодно дефицит на легковушки в стране не сошел на нет, значит, и вся сделка с FIAT была лишена смысла.

Не все так просто. Если в середине 60-х на 1000 жителей СССР приходилось порядка шести личных автомобилей, то накануне распада Советского Союза это число выросло в 10 раз. Все равно недостаточно, но и не заметить прогресс — аж на порядок! — нельзя. Все это стало возможно в первую очередь благодаря ВАЗу. 

Фото №6 - Удар по «копейке». 6 популярных мифов о ВАЗ-2101, которые не соответствуют действительности

«Копейка» стала причиной стагнации советского автопрома

Поклонники этой теории приводят в пример АЗЛК. Мол, насмотревшись на успех тольяттинцев, завод на Волгоградском проспекте решил забросить разработку самостоятельных моделей и переориентировался на западные разработки. Именно так, путем копирования и заимствования моделей Audi и Simca, и получился АЗЛК-2141 — последняя и печально знаменитая модель московского предприятия.

Раз уж мы вспомнили про АЗЛК, то держи 7 нескучных фактов из жизни автомобиля «Москвич». И не говори потом, что его кто-то там притеснял!

Складно выходит. Только эта информация вырвана из контекста. Беда 41-го вовсе не в заимствовании идей, а прежде всего в отвратительном качестве изготовления. В Тольятти же, напротив, начав с чисто лицензионных моделей вроде классики, смогли впоследствии запустить и высокоуспешную линейку переднеприводных машин собственной разработки.

Так что про стагнацию, пожалуй, не надо.

Фото №7 - Удар по «копейке». 6 популярных мифов о ВАЗ-2101, которые не соответствуют действительности