На многих японских автомобилях в возрасте такой привычный всем элемент, как наружные зеркала заднего вида, расположен не на традиционном месте. Вместо передних дверей они закреплены далеко впереди на крыльях — значительно ближе к фарам и бамперу, нежели к лобовому стеклу. Это вообще как? Законно?

Фото №1 - Почему на японских автомобилях зеркала ближе к фарам, чем к лобовому стеклу
Фото №2 - Почему на японских автомобилях зеркала ближе к фарам, чем к лобовому стеклу

Ничего не поделаешь, это традиция. Если вспомнить, то давным-давно, в середине прошлого века, зеркала почти у самого бампера можно было встретить и на европейских, и на американских, и на советских машинах. Считалось, что они обеспечивают водителю более полный панорамный обзор происходящего сзади.

Зеркала на крыльях отличали не только японские автомобили. Вот, например, французский универсал Peugeot 304…
Зеркала на крыльях отличали не только японские автомобили. Вот, например, французский универсал Peugeot 304
…а это советский легкий коммерческий фургон «Москвич-433». Хромированные зеркала ему к лицу
А это советский легкий коммерческий фургон «Москвич-433». Хромированные зеркала ему к лицу

Со временем зеркала стали мигрировать на передние двери, и только в Японии традиция сохранилась дольше, чем где бы то ни было. В Стране восходящего солнца им даже придумали персональное название — fendamira, от английского словосочетания «fender mirror» — «зеркало на крыле».

Фото №3 - Почему на японских автомобилях зеркала ближе к фарам, чем к лобовому стеклу

«Фендамиры» были обязательным оборудованием для всех автомобилей японского рынка вплоть до 1983 года. Но с тех пор обязаловку отменили, и большинство японских брендов переключились на более привычную форму зеркал. Не то чтобы они сильно удобнее, скорее, дело в экономии: одна модель зеркал для всех рынков дешевле в производстве.

Современное такси фирмы Toyota с традционными «фендамирами»
Современное такси фирмы Toyota с традционными «фендамирами»

Но «фендамиры» не умерли. Многие японские таксисты до сих предпочитают зеркала у бампера. Помимо лучшего панорамного обзора они ни на миллиметр не выходят за габариты кузова, что крайне важно на забитых трафиком улицах японских мегаполисов.

А вот так «фендамиры» выглядят с места водителя. Обзор отличный и головой крутить не надо!
А вот так «фендамиры» выглядят с места водителя. Обзор отличный и головой крутить не надо!

У нас еще много вопросов к автомобильной промышленности. Например, зачем на радиатор советских автомобилей надевали маски.