Выглядела «Юность», она же ЗИЛ-118, ЗИЛ-118К и ЗИЛ-3207, действительно шикарно. Примерно как гость из воображаемого светлого будущего. А вот с остальным были сложности.

У Минздрава было 8 «Юностей», из них 6 — в санитарном исполнении
У Минздрава было восемь «Юностей», из них шесть — в санитарном исполнении

Первый опытный образец ЗИЛ-118 сделали в 1962-м. Принято считать, что команда молодых конструкторов и дизайнеров создала его по собственной инициативе, без одобрения руководства. Верится в это с трудом. В свободное от работы время автомобиль за два года (с 1960-го по 1962-й) не спроектируешь. Да и база для проектирования и разработки дизайна нужна солидная, так что утаить работу от начальства вряд ли бы получилось. На самом деле «Юность» разрабатывали без официального одобрения, но при частичном попустительстве вышестоящих лиц. В рабочее время, но свободное от основных проектов.

История лучшего советского микроавтобуса «Юность»
ЗиЛ-118 «Юность» (1962-1970)
История лучшего советского микроавтобуса «Юность»
ЗиЛ-118К «Юность» (1971-1994)

Дизайн кузова разрабатывал Эрик Сабо — выпускник Строгановки, на счету которого рестайлинг ЗИС-110 и экстерьер кабины ЗиЛ-130. Вторым дизайнером был Александр Ольшанецкий, а интерьер взялась сделать Татьяна Киселева. Машина получилась невиданная, оригинальная и при этом очень зиловская. Но главной ее особенностью стал комфортабельный салон. Вмещал он 17 пассажиров. Водитель сидел за перегородкой, как в лимузине, причем пассажирского места рядом с ним не было (чуть ниже объясним почему). У пассажиров были плюшевые кресла («каждому — по мягкому месту») и частично панорамная крыша. Салон получился светлый, просторный и тихий. А вот вентиляцию и термоизоляцию довести до нужного уровня так и не удалось.

История лучшего советского микроавтобуса «Юность»
История лучшего советского микроавтобуса «Юность»

Рабочее место водителя тоже выглядело современно, вот только все пространство справа от него было занято двигателем. Именно поэтому места для переднего пассажира не осталось. Двигатель стоял от грузового «ЗиЛа», V8 с 400 Нм крутящего момента. Мотор этот был неприхотлив и довольствовался Аи-76. На грузовики его ставили с ограничителем оборотов, но на «Юности» он вместо 150 л.с. выдавал 170. А вот «автомат» был от представительского ЗиЛ-111, и его хромированный горизонтальный селектор разместили справа от водителя.

Тормоза при этом были барабанные, но зато управлять ими можно было двумя педалями — хочешь, жми левой ногой, хочешь — правой, хочешь, обеими сразу.

История лучшего советского микроавтобуса «Юность»
Слева направо: стояночный тормоз, тормоз, тормоз, газ. Все верно — педаль тормоза сдвоенная.
Слева направо: стояночный тормоз, тормоз, тормоз, газ. Все верно, педаль тормоза сдвоенная
Селектор «автомата»
Селектор «автомата»

Расходовала «Юность» 25 литров на сто километров, но это никого не смущало: бак вмещал 150 литров. Тем более что бензин был казенный, а в 60-е он еще и стоил 75 дореформенных копеек за литр.

Максимальная скорость составляла 120 км/ч. Разгонялась машина бодро, а вот управляемость у первой версии, ЗиЛ-118, оставляла желать лучшего. После 80 км/ч микроавтобус начинал уходить с курса, и приходилось подруливать. Виновата была пружинная передняя подвеска от ЗиЛ-111. К 1971-му ее поменяли, сделав торсионной, и ситуация улучшилась. А сзади так и оставили неразрезной мост на рессорах. Да, и главное: в отличие от того же ЗиЛ-111, который взяли за основу как агрегатного донора, кузов у «Юности» сделали несущим.

История лучшего советского микроавтобуса «Юность»

«Юность» выпускали в среднем по… две штуки в год. Были санитарные варианты, и репортажные пункты для телевизионщиков, и версии для спецслужб. В итоге в Минздраве трудилось восемь машин (из них шесть — санитарные), по десять штук в ЦК КПСС и КГБ, остальные разошлись по одной-две штуки в разные ведомства и на крупные предприятия. Автомобиль явно стоил дорого: заводские экономисты подсчитали, что его выпуск был бы рентабелен при объеме 2000 единиц в год. Вдобавок ремонтировать и обслуживать «Юность» умели только на ЗиЛе, так что при всей ее красоте и комфортабельности получалось, что овчинка выделки не стоила.

История лучшего советского микроавтобуса «Юность»

Зато этот микроавтобус оценил Михаил Горбачев: с 1985 года он использовал «Юность» для поездок в регионы. Два полосатых автомобиля, оранжевый и синий, везли вместе с ним на самолете до места назначения. И, заметьте, никакого бронирования на них не вешали. Разве что шины были специальные, производства НИИШП, с нанесенным изнутри герметизирующим составом. При проколе он моментально заполнял отверстие, что позволяло избежать непредвиденных остановок. Пользовался ЗиЛ-118К поначалу и первый президент РФ Борис Ельцин, но потом наступила другая эпоха, и кремлевский гараж закупил микроавтобусы GMC, прокачанные тюнинг-ателье Geneva. В наши дни «Юность» можно встретить лишь в автомобильных коллекциях, и в хорошем состоянии она стоит десятки миллионов рублей.

История лучшего советского микроавтобуса «Юность»

Невероятно, но существуют даже масштабные модели этого редкого микроавтобуса

Масштабная модель (1:43) ЗиЛ-118К