Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Четыре опасные секты мира

Фраза «Религия — опиум для народа» не теряет актуальности и полторы сотни лет спустя.

30 сентября 202028

Вместо того чтобы просто сходить на прием к психоаналитику или с друзьями в баню в поисках утешения, люди по-прежнему предпочитают присоединяться к религиозным сообществам. Однако на одну добрую и славную Церковь Летающего Макаронного Монстра приходится с десяток аналогов «Аум Синрикё» и «Храма народов» — деструктивных сект, приносящих вред не только своим членам, но и окружающим.

Врата рая (Heaven's Gate)

Встреча Неттлз и Эпплвайта с последователями
Встреча Неттлз и Эпплвайта с последователями

История этого псевдорелигиозного движения началась в 1972 году, когда медсестра Бонни Неттлз познакомилась с учителем музыки Маршаллом Эпплвайтом. Пару связывали общие интересы: оба увлекались мистицизмом и верили в то, что являются божественными посланниками (Неттлз даже считала, что с ней разговаривает дух монаха, скончавшегося еще в XIX веке).

В 1973 году Бонни и Маршалл покинули свои семьи и отправились путешествовать по США, стремясь поведать всем вокруг о своем предназначении. К 1975 году совместное увлечение астрологией, НЛО, спиритизмом и чтением книг Елены Блаватской вперемешку с житиями христианских святых сформировалось в некое подобие религии. Вкратце их учение можно описать так: Эпплвайт — реинкарнация Иисуса, Неттлз — бессмертная сущность, которую, впрочем, можно убить, после чего они вместе вознесутся в рай на космическом корабле.

Удивительно, но у Маршалла и Бонни все-таки нашлись последователи. Адепты секты, получившей название «Врата рая», оставались с Эпплвайтом даже после 1985 года, когда Неттлз умерла от рака (вопреки уверениям о бессмертии).

В 1997 году Эпплвайт посчитал, что пролетающая мимо Земли комета Хейла — Боппа —это не что иное, как знамение о том, что пора «возноситься». Ко времени пришлись и уфологи-любители, утверждавшие, что на снимках кометы можно различить следующий за ней корабль пришельцев. В общем, шанс никак нельзя было упустить. Вместе с 38 последователями, собравшимися на ранчо в калифорнийском Санта-Фе, он совершил массовое самоубийство, смешав фенобарбитал с водкой.

Орден Солнечного храма (Ordre du Temple Solaire)

Ритуал ордена
Ритуал ордена

История ордена началась с того, что бельгийский врач Люк Жюре увлекся гомеопатией и другими видами альтернативной медицины. В начале 1980-х Жюре переехал из Брюсселя во французский Аннемас, где начал проводить лекции на тему нестандартных методов лечения, щедро приправленные паранормальщиной и спиритуализмом.

В 1981 году в Женеве Жюре познакомился с Джозефом Ди Мамбро — участником нескольких нью-эйдж-движений. Мужчины моментально нашли общий язык и решили организовать тайное религиозное общество — «Орден Солнечного храма». Основной идеей новой религии было ожидание второго пришествия Иисуса в качестве Солнечного Бога-Короля, а также подготовка к смерти и последующему вознесению на Сириус.

Благодаря великолепным ораторским способностям Жюре, у ордена появилась масса последователей не только во Франции и Швейцарии, но и в Канаде и даже в англоязычной Австралии. Адепты секты с радостью расставались с личным имуществом и накоплениями в пользу Жюре и Ди Мамбро. Взамен они получали возможность участвовать в ритуалах, которые представляли собой смесь медитативных практик, каббалистики, спиритических сеансов и символики тамплиеров.

К началу 1990-х популярность ордена начала падать, что вызвало у Жюре и Ди Мамбро депрессивные настроения. В октябре 1994 года основатели секты устроили аналог Тайной вечери, собрав вокруг себя самых преданных последователей. Спустя несколько дней был зафиксирован ряд массовых самоубийств адептов секты — в швейцарских деревнях Шери и Сальван и канадском Квебеке. До 1997 года бывшие участники ордена продолжали добровольно лишать себя жизни. Всего жертвами секты стали 74 человека, включая самих Ди Мамбро и Жюре.

Ветвь Давидова (Branch Davidians)

Штурм Маунт-Кармель
Штурм Маунт-Кармель

После нескольких расколов в рядах прихожан Церкви адвентистов седьмого дня в 1959 году была образована отдельная церковь, получившая название «Ветвь Давидова». На протяжении тридцати лет религиозное движение практически ничем не отличалось от обычной христианской церкви, пока ее не возглавил молодой проповедник Вернон Хоуэлл, сменивший по такому случаю имя на Давид Кореш.

Вместе с прихожанами Кореш, считавший себя пророком и проповедовавший скорое наступление конца света, поселился на закрытом ранчо Маунт-Кармель в Техасе. Кореш жестко контролировал деятельность всех жителей общины: запрещал высыпаться и полноценно питаться, заставлял произносить многочасовые молитвы и отчитываться о каждом шаге за пределами ранчо. Помимо прочего, проповедник заявил, что на него снизошло откровение и отныне только он может заниматься сексом с женщинами, проживающими в Маунт-Кармель. Правда, использовал он это право чаще всего в отношении девочек-подростков.

В 1992 году в ФБР поступила информация о том, что члены «Ветви Давидовой» нелегально торгуют огнестрельным оружием. В ходе расследования выяснилось также, что Кореш занимается растлением малолетних. В феврале 1993 года был получен ордер на обыск Маунт-Кармель. Из-за утечки информации сектанты подготовились к приезду ФБР и встретили их активным сопротивлением, в ходе которого погибли 9 человек и 16 агентов получили ранения. После неудавшегося обыска началась осада ранчо, которая продлилась почти два месяца. Во время штурма здания Давид Кореш, отказавшийся сдаться властям, устроил пожар, унесший жизни 82 сектантов и четырех агентов.

Движение за возрождение десяти заповедей Бога

Четыре опасные секты мира

Основателем движения считается бывшая угандийская проститутка Кредония Мверинде, которая в 1989 году призналась, что общалась с самой Девой Марией и та назначила ее пророком. Практически сразу после этого заявления у Кредонии появились первые последователи: священник Доминик Катарибабо и богатый землевладелец Джозеф Кибветере, имевший к тому времени опыт лечения в психиатрической больнице. Благодаря стараниям Катарибабо и Кибветере, у Мверинде довольно быстро образовалась большая паства, уверовавшая в грядущий конец света.

На протяжении почти десяти лет Мверинде то и дело откладывала дату апокалипсиса, и это непостоянство начало раздражать адептов секты. Помимо этого верующих расстраивал тот факт, что все свои сбережения они успели отдать Мверинде и Кибветере. Наконец, после празднования Миллениума, пророчица определилась с точной датой: 17 марта 2000 года.

В назначенный день прихожане собрались в церкви, носившей название «Дом Девы Марии», после чего самые верные последователи движения заколотили все выходы из здания и взорвали его. В пожаре погибли 530 человек. В результате последовавшего расследования были обнаружены еще две сотни тел — в официальной резиденции секты и на приусадебном участке Доминика Катарибабо.

По рассказам некоторых свидетелей, Кредонии Мверинде удалось бежать перед самим взрывом.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения