Лапшеснималочная: откуда берутся иностранные «эксперты» и «политологи» на российском ТВ

Кажется, к безумствам пропаганды на российском телевидении большинство нашего населения уже привыкло и относится как неизбежному злу. Но и здесь есть свои донкихоты. Самый свежий пример — журналист Алексей Ковалев. Он создал антипропагандистский проект «Алло, это лапшеснималочная?», в котором расследует деятельность государственных СМИ. Публикуем один из самых ярких материалов проекта про маргинальных иностранных экспертов.

Текст: Алексей Ковалев

Эти эксперты выступают на российских каналах — как работающих на внутренний рынок, типа ВГТРК, так и на внешний, типа RT и Sputnik. Их используют как бы для внешней легитимации пропагандистских тезисов: дескать, мы не сами все это придумали про коварную Америку, а вот видите, даже американские эксперты так говорят.

Есть довольно небольшой набор людей, кочующих из сюжета в сюжет, где их представляют то как «экспертов», то как «аналитиков», то как «журналистов и писателей». Хотя у себя на родине они никакими экспертами не считаются. Это в России можно быть спикером парламента, руководителем крупнейшей госкорпорации или занимать другой самый высокий пост в государстве и при этом лепить на публике самую дремучую конспирологическую чепуху. И это будут печатать в государственных изданиях, и никто даже ухом не поведет.

Но на Западе понятие репутации, в отличие от России, какой-то вес все же имеет. И если человек хочет занимать высокие посты или выступать в эфире уважаемых СМИ, даже если разделяет какие-то глубоко маргинальные взгляды или фанатеет от теорий заговора, то постарается держать их при себе. Тем, кому свою страсть к шапочкам из фольги унять не удается, остаются лишь сайты для узкого круга их единомышленников или телеканал RT, где их фантазии транслируются в прямом эфире на уже значительно большую, хотя в мировом масштабе тоже маргинальную аудиторию. Так сначала на RT, а оттуда и в выпуски «Вестей» попадают «эксперты», которые при ближайшем рассмотрении оказываются городскими сумасшедшими, жуликами или практически открытыми нацистами.

Откуда берутся все эти люди? Сидит ли безвестный редактор ВГТРК и думает, кого бы уважаемого зарубежного эксперта мне позвать в эфир рассказать про козни Америки? Давайте попробуем это разобрать на примере сюжета «Вестей» про «диванных экспертов».

Вот, скажем, Уильям Энгдал (William Engdahl), который говорит, что «власти США выстроили целый план по демонизации России». Энгдал — автор многочисленных книг, статей и выступлений о вреде ГМО, о том, что глобальное потепление — это миф, что за всеми глобальными событиями в мире, от свержения шаха Ирана в 1979-м до египетской революции в 2011-м, стоит ЦРУ. Часто появляется на RT, в частности был в передаче Truthseeker в июле 2014-го, в том самом выпуске про «распятых младенцев», который сняли с эфира после многочисленных жалоб зрителей.

Лапшеснималочная: откуда берутся иностранные «эксперты» и «политологи» на российском ТВ
Если в сюжете «Вестей» Энгдал представлен как «писатель и политолог», то тут он занимается «журналистскими расследованиями»

Кроме того, Энгдал — постоянный автор «Центра исследования глобализации» и часто публикуется на сайте globalresearch.ca. «Лапшеснималочная» уже писала, почему этот сайт — такой ценный источник разнообразных «аналитиков» и «политологов» для российского телевидения. А вот основатель «Центра исследования глобализации» Мишель Шоссудовски (Michel Chossudovsky) состоит в научном совете итальянского журнала Geopolitica, главный редактор которого, Тиберио Грациани, в свою очередь, заседает в высшем совете «Международного евразийского движения», лидером которого является Александр Дугин. Если вы не в курсе, кто это, то почитайте, так вкратце и не скажешь. Многогранная, в общем, личность, которая буквально за пару лет превратилась из «сумасшедшего профессора» в одного из влиятельнейших российских публичных интеллектуалов с огромным влиянием на внутреннюю и внешнюю политику. Об отношении Дугина к российскому руководству ярче всего, пожалуй, говорит его цитата 2007 года. С тех пор его взгляды не слишком изменились.

Противников путинского курса больше нет, а если и есть, то это психически больные, и их нужно отправить на диспансеризацию. Путин  —  везде, Путин  —  все, Путин абсолютен, Путин незаменим.
Лидер «Евразийского движения» Александр Дугин, 17 сентября, прием газеты “Известия”

Есть еще один итальянский журнал для ультраправых интеллектуалов, которые по принципу «враг моего врага» (главное, чтобы против Америки) поддерживают Путина, и там в научном совете Энгдал находится прямо на соседней строчке с Дугиным. То есть можно предположить, что Энгдал лично знаком с Дугиным и через него вхож в умы и кабинеты самых высоких начальников, в том числе руководителей ВГТРК, а не берется в российском эфире по личной инициативе младшего редактора.

Околодугинские круги европейских ультраправых, неонацистов, евроскептиков и разнообразных конспирологов — это вообще, похоже, основной источник «экспертов» для российского телевидения. И не только для телевидения. Вот, например, Мануэль Оксенрайтер (Manuel Ochsenreiter), который регулярно мелькает и на RT, и в российских телеканалах как «журналист».

Лапшеснималочная: откуда берутся иностранные «эксперты» и «политологи» на российском ТВ
Мануэль Оксенрайтер (Manuel Ochsenreiter), редактор неонацистского журнала «Zuerst!», в эфире Первого канала

Журналист Оксенрайтер, конечно, довольно специфический: он редактор ультраправого журнала «Zuerst!», с которым в Германии связано немало скандалов (например, из-за симпатий журнала к нацизму от него отказалось издательство Bauer). При этом Оксенрайтер не просто частый комментатор на российском ТВ — он был «наблюдателем» на «выборах» в «Луганской народной республике», которая вроде как защищается от агрессии фашистской хунты. При помощи самого настоящего германского неонациста, который издавал журнал на немецком про славные победы вермахта.

Лапшеснималочная: откуда берутся иностранные «эксперты» и «политологи» на российском ТВ

Буквально: вот обложка журнала Deutsche Militärzeitschrift, главным редактором которого до 2011 года был Оксенрайтер.

Лапшеснималочная: откуда берутся иностранные «эксперты» и «политологи» на российском ТВ

Идем дальше по сюжету «Вестей». Следующим после Энгдала там выступает Джеффри Стайнберг (Jeffrey Steinberg). Стайнберг — автор журнала Executive Intelligence Review, который издает так называемое «Движение Ларуш» (Larouche Movement). «Движение» — это, дипломатически выражаясь, на самом деле ларушисты — полуфашистская секта с довольно стрёмными ритуалами (почитайте про «эго-стриптиз», например). Взгляды у них тоже сугубо сектантско-конспирологические. Ларушисты, например, окончательно свихнулись на теме британской королевской семьи, которая, по их мнению, виновата вообще во всех бедах человечества, королева Елизавета II лично контролирует кокаиновый картель и так далее. Тот же Джеффри Стайнберг, например, утверждал в интервью, что принцесса Диана не погибла в автокатастрофе, а была убита британскими спецслужбами по приказу принца Филиппа (это популярная теория заговора насчет Дианы — murder, not accident). Журнал EIR регулярно выходит с обложками вот в таком духе:

Лапшеснималочная: откуда берутся иностранные «эксперты» и «политологи» на российском ТВ
Ларуш: действуйте немедленно, чтобы остановить нацистский план Обамы по реформе здравоохранения!

Как вы наверняка догадываетесь, в Америке журналы с такими обложками и взглядами хоть и не запрещают издавать (попробуйте представить себе похожий в России), но популярностью в широких массах они, мягко говоря, не пользуются.

То ли дело в России. Во-первых, у ларушистов есть отделение в России — так называемый Шиллеровский институт. А у Executive Intelligence Review есть сайт и на русском. И там все то же самое, что в оригинале, только в переводе на русский это выглядит еще большим бредом:

Лапшеснималочная: откуда берутся иностранные «эксперты» и «политологи» на российском ТВ

Британские кураторы, сторонники геноцида, устроили американский имперский переворот на Украине. Боже. При этом они ведь не вчера появились. Сам Линдон Ларуш (Lyndon Larouche) регулярно дает интервью RT еще с 2008 года.

Но он же не из воздуха взялся. Дело в том, что Линдон Ларуш — личный и давний друг не кого-нибудь, а советника президента по вопросам региональной экономической интеграции Сергея Глазьева. Вот Ларуш и Глазьев на совместной пресс-конференции в 2001 году:

Лапшеснималочная: откуда берутся иностранные «эксперты» и «политологи» на российском ТВ

А вот персональное поздравление от Глазьева Линдону Ларушу на русском сайте EIR:

Лапшеснималочная: откуда берутся иностранные «эксперты» и «политологи» на российском ТВ

Как видите, эти «эксперты» и «аналитики» на российском ТВ берутся не из воздуха, не по инициативе редакторов новостных передач, а от своих друзей в самых верхах российской власти. Дугин, Глазьев, партия «Родина» поддерживают тесные связи с европейскими и американскими ультраправыми, неонацистами и прочими обскурантами, которых тащат в телевизор как влиятельных на Западе политологов и журналистов, которыми те конечно же не являются. И поэтому страшно радуются, когда их пускают в настоящий телевизор, пусть даже не на родине, а в России, и представляют как важных людей. Партия «Родина», в которой состоит Глазьев, — тоже крупный поставщик разнообразных ручных «экспертов» для телевизора. Вот, например, Джон Лафлэнд (John Laughland), которого постоянно цитируют в тех же «Вестях», как минимум с 2002 года:

Лапшеснималочная: откуда берутся иностранные «эксперты» и «политологи» на российском ТВ

Сейчас Лафлэнда цитируют как «директора исследовательских программ Института демократии и сотрудничества». Штаб-квартира у него в Париже, и название солидное — The Institute of Democracy and Cooperation, или Institut de la Démocratie et de la Coopération. Только директор этого института не Лафлэнд, и не месье какой-нибудь, а депутат от партии «Родина» в Государственной думе РФ с 2003 по 2007 год Наталья Нарочницкая, которую директором назначил лично Путин.

Лапшеснималочная: откуда берутся иностранные «эксперты» и «политологи» на российском ТВ

Нарочницкая с Лафлэндом тоже давние и большие друзья.

Лапшеснималочная: откуда берутся иностранные «эксперты» и «политологи» на российском ТВ
Джон Лафлэнд и Наталья Нарочницкая

«Институт демократии и сотрудничества» — это НГО, официально учрежденное и спонсируемое из России. Так что, если увидите таких экспертов по телевизору, пусть вас не обманывает «инститьют оф демокраси энд кооперейшон» и мистер Лафлэнд, которые критикуют НАТО, Америку и демократию: это все родные осины. Такие дела, не позволяйте вешать вам лапшу на уши и оставайтесь на связи.

PS. За массу полезных наводок «Лапшеснималочная» благодарит Антона Шеховцова, глубокого исследователя связей российского политического истеблишмента с европейскими и американскими ультраправыми.

Комментарии
Августовский MAXIM!
Августовский MAXIM!

iPhone/iPad-версии MAXIM

Скачай цифровую версию MAXIM в Киоске App Store!

Конкурсы и промо
  • Главный музыкальный фестиваль лета Lollapalooza — в прямом эфире на MAXIM!

  • «Люди привыкли считать, что успех достигается… упорным трудом. Я считаю иначе»«Люди привыкли считать, что успех достигается… упорным трудом. Я считаю иначе»

    История Антона Беляева — фронтмена группы Therr Maitz — который осуществил давнюю мечту и сыграл на крыше небоскреба в Токио.

  • Парфюмерный рок-н-ролл: выиграй аромат от John VarvatosПарфюмерный рок-н-ролл: выиграй аромат от John Varvatos

Новости партнеров
Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик