Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки

Любая гонка — это мероприятие, в организации которого задействовано множество людей. Тем не менее все внимание достается пилотам. Но их успехи невозможны без работы сотен специалистов. Мы решили рассказать о скрытых героях гоночной трассы.

2 апреля 2024
Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки

Проведение Гран-при «Формулы-1» обеспечивает несколько тысяч человек, но и на национальных соревнованиях работают десятки журналистов, фото- и видеооператоров, около 250 маршалов (так называют судей в автоспорте) и сотни механиков. Добавьте к этому большую команду организаторов — и поймете, что любая гонка — это одно из самых сложных для проведения мероприятий, ведь от работы каждого на своем посту зависит итоговый успех. Без маршалов и спасателей не обеспечить безопасность спортсменов, журналистов и зрителей, без механиков не подготовить технику, а без организаторов гонка просто не состоится.

Яркий пример тому — Garage Fest, самое масштабное, массовое и значимое событие всего автомобильного года в России. Это гонка на выносливость, которая пройдет на автодроме «Игора Драйв» 27 и 28 июля.

Гоночная команда

Гоночный инженер

Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки

В гонке на выносливость судьбу победы зачастую определяет стратегия и умение пилота сохранить шины на весь отрезок дистанции, поэтому гоночный инженер — такой же творец успеха экипажа, как и пилоты. Этот человек, который всю гонку находится на связи с пилотом, информирует о его темпе и скорости соперников, дает подсказки по работе с резиной и контролирует расход топлива, а также анализирует ситуацию на трассе и разрабатывает тактику. Именно инженер принимает решение, когда именно пилот должен отправиться на пит-стоп.

Выпускающий механик

В спринтерских заездах пит-стоп длится считаные секунды, в марафонских — несколько минут. Но в обоих случаях именно механик с табличкой выпускает пилота из бокса по завершении процедуры дозаправки и замены колес. В Российской серии гонок на выносливость минимальное время пит-стопа составляет 3 минуты. Выезжаешь раньше — получаешь штраф. Именно «человек с леденцом» принимает окончательное решение, что пилоту можно дать команду стартовать. Он должен оценить ситуацию на быстрой линии пит-лейн, удостовериться, что там нет других машин и возвращение в борьбу будет безопасным.

Заправщик

Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки

В спринтерских заездах заправки не нужны, совсем другое дело — гонка на выносливость. В зависимости от категории автомобиль может проехать на одном баке от сорока минут до полутора часов, но рано или поздно все же придется отправиться в боксы за новой порцией топлива — гонка ведь четырехчасовая! Оборудование у команд различается: мощные автоматические станции, ручные насосы или огромные канистры, из которых топливо поступает самотеком. В любом случае от заправщика требуется твердая рука, точное следование всем протоколам безопасности и слаженность действий с другими членами команды.

Сменщики колес

Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки

В «Формуле-1» в замене каждого колеса участвуют три механика: один откручивает и закручивает гайку, другой снимает старое колесо, третий надевает новое. В Российской серии гонок на выносливость на четыре колеса приходится всего четыре человека. Каждому из механиков нужно выполнять заранее определенные и отработанные действия. В пылу борьбы легко ошибиться: в «Формуле-1» механики забывали вынести новое колесо, а в чемпионате мира по гонкам на выносливость однажды поменяли не то колесо, в котором был прокол, а совершенно целое.

Судьи

Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки

Руководитель гонки

Racedirector, или «рукогон», — самый главный человек на любом соревновании. Он отвечает за проведение гонки в соответствии с регламентом, правилами автодрома и нормами безопасности. Именно он принимает все ключевые решения, в том числе то, что на трассе должна появиться машина безопасности или что заезд должен быть прерван красным флагом. Также именно ему подаются протесты и заявления.

Спортивные комиссары

Кто виноват в аварии? Какое наказание должен получить пилот за нарушение спортивного регламента? Была ли срезка трассы? На все эти вопросы отвечает коллегия спортивных комиссаров, или КСК, — высший орган судебной власти на любых автомобильных соревнованиях. Вызов в КСК — самая плохая новость после финиша, которую только может получить гонщик.

Хронометрист

Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки

В гонках время —  это то, что определяет победителя и проигравшего. Зачастую судьбу титула решают даже не секунды, а их десятые, сотые и даже тысячные доли. Причем это касается не только спринтерских гонок, но и марафонских. Судья-хронометрист — тот самый человек, который фиксирует время прохождения каждым из участников каждого круга и всей дистанции гонки. По итогам заезда он предоставляет руководителю гонки финишный протокол. На протяжении десятилетий для этого использовались секундомеры, но теперь хронометрист — оператор высокоточной электронной системы.

Команда безопасности

Водитель машины безопасности

Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки

Гонки — опасный вид спорта, в котором регулярно происходят серьезные аварии. Чтобы маршалы могли в безопасности погрузить разбитые машины на эвакуатор или убрать с трассы обломки, по решению руководителя гонки появляется автомобиль безопасности для нейтрализации заезда. Его водитель находится постоянно на связи с руководителем гонки и выполняет его поручения по скорости движения на трассе. После окончания эвакуации автомобиль безопасности возвращается на пит-лейн, и гонка продолжается в боевом режиме.

Маршал пит-лейна

Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки

Пилоты регулярно заезжают на пит-лейн для дозаправки и смены колес или чтобы устранить неисправности и повреждения. В гаражном переулке машины на скорости 60 км/ч проезжают в считаных метрах от работающих механиков, поэтому напротив каждого бокса стоит маршал пит-лейна, который следит за соблюдением правил и мер безопасности. Маршал пит-лейна больше других своих коллег похож на дорожного полицейского, ведь он следит за соблюдением скоростного режима на пит-лейне, а также за правилами движения. В частности, он фиксирует опасные ситуации, которые возникают, например, из-за несвоевременного выезда пилота после пит-стопа. Именно эти судьи оберегают зрителей в момент прогулок и других разрешенных мероприятий.

Пожарный

Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки

Самое страшное, что может случиться на гонке, — это пожар. Профессиональные огнеборцы присутствуют на всех гонках, но на гонках на выносливость они особенно важны, ведь за время гонки проходит несколько десятков дозаправок, каждая из которых может закончиться возгоранием. Если заправщики будут недостаточно внимательными, то топливо может попасть на раскаленные панели кузова и вспыхнет пожар. Кроме того, после часовой смены все детали автомобиля раскалены, поэтому иногда открытое пламя может появиться от тормозов или могут загореться ошметки резины, которые налипают на элементы корпуса. Поэтому пожарный с большим огнетушителем всегда наготове.

Маршал финишного поста

Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки

Этот судья — главная звезда соревнований. Он всегда попадает в объективы фотографов и операторов, ведь именно он дает отмашку финишным флагом, которая завершает гонку. Он располагается в зоне стартовой прямой над линией финиша. Это один из самых важных маршалов на трассе, ведь он выполняет прямые поручения руководителя гонки, демонстрирует с коллегой флаги и таблички с наказаниями пилотам. Если же право взмаха финишным флагом получает почетный гость, то маршал следит, чтобы он сделал это перед лидером, ведь в истории той же «Формулы-1» гости не раз пропускали лидера или взмахивали флагом не перед всеми пилотами.

Маршал трекового поста

Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки

Безопасность пилота в аварии во многом зависит от того, как быстро к нему доберутся маршалы и спасатели. Именно маршал трекового поста находится ближе других к трассе — в безопасном месте вплотную к ней. В случае аварии или технических проблем у участников гонки по команде руководителя гонки он первый оказывается на месте аварии и помогает в эвакуации автомобиля. Поэтому каждый пост оборудован набором инструментов и устройств, включая лопаты, стропорез, огнестойкие одеяла и огнетушители — три порошковых и три углекислотных.

Медиа

Фотографы

Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки

Они проходят километры под палящим солнцем и проливным дождем ради красивых кадров, таскают в рюкзаке за спиной килограммы оборудования, а затем тратят часы на отбор лучших фотографий. И все ради того, чтобы вы спустя пару часов после финиша увидели самые яркие моменты прошедшего заезда. 

Операторы

Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки

Для современного автоспорта картинка трансляции жизненно необходима, ведь телевизионная и интернет-аудитория во много раз превышает максимальную вместимость автодрома. Да и зрители, пришедшие на трибуны, могут следить за всеми подробностями происходящего на трассе на больших экранах, расположенных напротив их мест. Операторы по команде режиссера трансляции должны поймать в кадре нужный автомобиль, а также самостоятельно находить красивую картинку.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения