Их характеры прошли путь от классического добропорядочного трудяги до более сложных и многогранных персонажей, которые сочетают в себе маскулинность, эмоциональную глубину и острый ум.
Идеалом мужчины начала восьмидесятых считался Гоша (он же Георгий Иванович, Гога, Жора) из «Москва слезам не верит». Многих женщин он привлекал уверенностью в себе, природным обаянием и готовностью потратить последние пять рублей ради понравившейся женщины. Георгий Иванович не был большим начальником, военным с высоким званием или, не дай бог, ушлым предпринимателем, зато он был одним из лучших представителей рабочего класса, плотью и кровью трудового народа. Сегодня образ Гоги воспринимается уже иначе: его подвергают критике за нарциссизм, неумение и нежелание находить общий язык в конфликте и неуемную страсть к алкоголю.
В девяностые произошла смена эпох, стран и ценностей, а отражением нового времени стал Данила Багров, человек без прошлого и будущего, однако привлекательный в своей простоте. Одновременно по-юношески наивный и прожженный, он верен своим идеалам — защищать слабых и помогать близким. Отстаивая свои принципы, Багров готов идти до конца, вплоть до применения силы. Схожие ценности исповедует и Саша Белый из «Бригады», ставший кумиром всех девушек в нулевые, несмотря на моральную неоднозначность. Сила характера и способность позаботиться о родных людях тогда перевешивали криминальное прошлое.
Вслед за шальными девяностыми в страну пришли стабильность, достаток и широкий выбор, а с ними новое кино и новые мужские образы. Теперь в фаворе интеллектуалы, наглые и дерзкие, способные всего добиться умом и напором. Среди героев нового времени — креативный класс: топ-менеджер Макс из «Духless», самозваный криэйтор Вавилен Татарский из «Generation P», циничный репортер Саша Гурьев из «В движении». Они ищут идеалы и вкус жизни, но довольствуются лишь краткосрочными наслаждениями. Источник их силы — их же слабость: изобилие соблазнов и желание поглотить все вокруг приводят к тому, что насытиться становится невозможно.
В начале 20-х годов образ молодого дерзкого циника стал приедаться, а на смену громогласно демонстрирующим свое превосходство «альфа-самцам» стали приходить «омеги»: не менее опасные, но не такие заметные. Им не нужно кому-то доказывать свою силу: она видна с первого взгляда. «Омеги» парадоксальным образом оказываются в центре внимания, не привлекая его. Именно они формируют сегодня новый образ обаятельного антигероя.
Новые мужские персонажи отличаются от Багрова и Белова из девяностых, которые были, скорее, продуктами своей эпохи: брошенные и никому не нужные, они пробивались в жизни как умели, а именно кулаками и пистолетами. Они жили в черно-белом мире, где, если ты не с ними, ты против них. Антигерои же нового поколения совершенно другие. Их жизненный путь — это уже сознательный выбор. Они хитрые манипуляторы, которые точно знают, чего хотят, и добиваются этого любыми способами. Они управляют окружающими без оружия и знают, на какие психологические точки надавить, чтобы получить желаемое.
Такого персонажа можно встретить в самых популярных проектах российских онлайн-кинотеатров последних лет: «Медиатор», «Триггер», «Жить жизнь» и в недавней новинке «Красные линии» (спин-офф сериала «Бывшие»).
«Жить жизнь» собрал целую россыпь таких персонажей: владелец мужского клуба обольщения Влад и его ученик, успешный хирург Матвей — самые яркие примеры. Несмотря на извращенную философию подчинения женщин, Влад представляет собой привлекательного, но скучающего трикстера, некоего Воланда, наблюдающего за людьми и их страстями свысока. Он настолько уверен в себе, что не стесняется быть вульгарным и смешным, доминирует в разговоре и, несмотря на определенную манерность, может быть даже пугающим.
Другой образец мужчины нового поколения — писатель Михаил Наумов (в исполнении Ильи Любимова) из «Красных линий». Типичный представитель интеллектуальной элиты, причем не наследственный, а добившийся всего самостоятельно. Он исписался и живет на успехах давно минувших дней, однако сдаваться не намерен. Для возрождения карьеры Наумов намерен воспользоваться талантом молодой писательницы Лены Огурцовой (Полина Гагарина). Михаил властный и талантливый, влюбленный в себя настолько, что эта любовь готова захлестнуть окружающих. Он не видит никаких нравственных и этических ограничений, что делает его великолепным антигероем современности.
Выводы на первый взгляд как будто неутешительные: кажется, что от воспевания образа уважаемого трудяги российский кинематограф перешел к чествованию манипулятора. Однако кино лишь отображает реальность, и честный взгляд на образы популярных мужчин, а также отказ от их идеализации дают почву для диалога о сложности человеческой натуры.