[12] «Мне не больно» (2006)
Типичные балабановские герои — отщепенцы, пройдохи, братки и роковые дамы — помещены в обстановку мелодрамы. Не совсем балабановский жанр, потому и фильм прошел незамеченным. А ведь актерская банда собралась всем на зависть: Рената Литвинова, Александр Яценко, Дмитрий Дюжев, Никита Михалков. Кино о молодых людях, которые приехали покорять Санкт-Петербург, и кто-то там встречает свою первую любовь.
[11] «Счастливые дни» (1991)
Полнометражный дебют Балабанова в духе своей эпохи, что означает: перед вами экспериментальное перестроечное кино. Поразительно красивое, медитативное и в то же время скучноватое зрелище: по безлюдному Санкт-Петербургу бродит бездомный господин без личности (Виктор Сухоруков). Он ищет свое место в этом мире, а встречные общаются с ним исключительно абсурдными репликами. Экранизация пьесы ирландца Сэмюэла Беккета, смотрится как Кафка-лайт.
[10] «Кочегар» (2010)
Драматургически недожаренное кино, будто Балабанов взял короткометражку и отчаянно натянул ее на полтора часа. В основе история хороша: бандитский Петербург 90-х, где слегка юродивый кочегар торчит целыми днями в кочегарке, строчит книгу и временами выполняет стремные заказы для стремных людей. Связь с бандитами приведет к кровавой развязке. Жаль только, фильм по большей части состоит из перемещений персонажей по улицам под страшно навязчивые гитарные прогоны Дидюли.
[9] «Я тоже хочу» (2012)
Его прощальный поклон, показанный миру за год до внезапной кончины маэстро Балабанова. Пятеро питерских маргиналов (среди них Олег Гаркуша из «АукцЫона») отправляются в поисках таинственного пятачка на карте под Питером, где можно или умереть, или обрести счастье, или все это одновременно. Для Балабанова фильм — его личный «Сталкер», и, поверьте, смотрится он занимательнее Тарковского.
[8] «Брат-2» (2000)
Главный геройский, скорее, даже супергеройский фильм для россиян. С годами «Брат-2» постепенно меняет свои смыслы, может нравиться больше или меньше. Чтобы понять эффект времени для себя лично, пересматривайте его по мере возможности.
[7] «Замок» (1994)
Алексей Октябринович взялся за неэкранизируемый роман Франца Кафки, который постоянно пытаются экранизировать мастера абсурда и авангарда всего мира без особого успеха. Надо признать, что наша российская попытка — наиболее удачная из всех. Балабанов смог внести цельность в сказ про землемера, который потерялся в деревне, где отсутствуют понятия логики, он будто попал в сон сивой кобылы.
[6] «Груз 200» (2007)
«Груз 200» ненавидят все. Неприятный и натуралистичный триллер с убийствами и киднеппингом, действие которого разворачивается в 1984 году. А ведь просто надо быть слегка подготовленным. Балабанов сделал для нас то же самое, что для остального мира регулярно совершают Ларс фон Триер или Гаспар Ноэ. Смелый шаг, реализованный на максималках во всем — от актерской игры до картинки, саундтрека и полного погружения в провинциальный 1984-й.
[5] «Война» (2002)
Фильм, где у каждого своя правда, — пугающее отличие от «Брата». Наполненный драмой боевик навеян событиями второй чеченской войны. В чеченском плену встречаются заложники из России и Англии, которых не ждет ничего хорошего и веселого. Дальнейшее развитие событий предугадать сложно, так что обязательно посмотрите, если вдруг пропустили. Тем более что тема той войны в наше время киношниками поднимается крайне неохотно. И уж тем более не на таком мастерском уровне.
[4] «Про уродов и людей» (1998)
Ироничный ретрофильм про чудаков и затейников в Санкт-Петербурге на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. В центре сюжета — фотосалон, где производятся съемки весьма пикантных фотосессий в БДСМ-стиле. А дальше такой балаган раскручивается — даже Булгаков бы обомлел. Наиболее образцово-показательная работа Балабанова в авторском жанре.
[3] «Брат» (1997)
Лента, которая вывела Балабанова в лидеры нового российского кино, одна из немногих отечественных кинокартин девяностых, которые можно бесконечно пересматривать без ощущения стыда и позора. Невероятно важный фильм, и, по мнению современных киноведов, первая реконструкция идеологии комиксов в наших землях. Скорее всего, так получилось не нарочно.
[2] «Морфий» (2008)
Булгаковские «Записки юного врача» и «Морфий» в очень свободном изложении. На дворе 1917 год, а у земского врача сразу две проблемы, обе неизлечимые: революция и наркотическая зависимость. В любой другой постановке такое смотреть было бы невыносимо, однако же режиссер сотворил чудо. Сильнейшая из поздних картин Балабанова.
[1] «Жмурки» (2005)
Харизматичные гангстеры Нижнего Новгорода сеют беспредел и спотыкаются о собственные глупости. У Балабанова в голове перемкнуло тумблер, и он переключился в режим русского Гая Ричи, сотворив и по сей день лучшую черную бандитскую комедию в наших краях. «Жмурки» растащили на мемасики, жестокие и самоироничные. Кино, где у Балабанова сошлось все идеально четко, нет ни единого лишнего кадра, впустую выпущенной пули или реплики.
Не стоит думать, будто мы недооцениваем тот вклад, который внесли в российскую культуру первые два «Брата». Вы готовы писать об этих картинах вечно: Факты и правда о фильмах «Брат» и «Брат-2».