Самый первый кинофильм Гайдая назывался «Долгий путь», он снят в 1956 году, и это может быть что угодно, но точно не комедия. Драма-драма-мелодрама про ссыльных сибиряков! Поэтому довольно трудно найти среди своих знакомых тех, кто, во-первых, видел тот фильм, а во-вторых, не путают его со «стахановской» комедией «Светлый путь».
Говорят, что сценарист той картины, большой советский режиссер Михаил Ромм дал Гайдаю самый важный совет в его жизни. Ромм сказал, чтобы Гайдай быстрее завязывал с драмами и учился снимать комедии. Разглядел в нем что-то.
Гайдай был самым настоящим однолюбом. Во время учебы во ВГИКЕ Леонид Иович Гайдай мощно воспылал страстью к однокурснице Нине Гребешковой. Слово «мощно» — не преувеличение: они прожили вместе сорок лет, супруга прошла с ним до самого конца.
И уж Нина-то знала, что Гайдай в жизни совсем не похож на картинки из его фильмов. Он никогда не смеялся и вообще предпочитал угрюмость всем остальным настроениям. Мы его понимаем!
Будущий американский президент Дональд Трамп чуть было не оказался в последнем фильме Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Звучит как нелепая байка, однако у этой истории немало свидетелей.
Трамп и впрямь помог российской команде кинематографистов организовать съемки в казино-отеле «Тадж-Махал», он не взял денег даже за то, что три съемочных дня казино не принимало клиентов. В какой-то момент Трамп поинтересовался, не найдется ли в фильме роли для него, однако Гайдаю было не до американских миллиардеров.
Принято считать, что одним из источников идей для Гайдая были советские газеты, как это ни парадоксально. Как-то Гайдаю попалась на глаза заметка про то, как в Закавказье похитили невесту, и в голове режиссера тотчас засветилась лампочка. Так появилась «Кавказская пленница».
Что же касается «Бриллиантовой руки», то история абсолютно аналогичная: главный рупор Страны Советов газета «Правда» поведала своим читателям об организованной банде контрабандистов, которая использовала гипс для провоза ценностей.
Одним из самых тяжелых проектов для Гайдая стали «12 стульев». Худсовет бесконечно браковал сценарии и актеров, особенно на главную роль — Остапа Бендера. Из всей толпы возможных кандидатов студийные чиновники оставили лишь горсточку. Вот они: Валентин Гафт, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Никита Михалков и даже Муслим Магомаев.
Гайдай остановил свой выбор на Владимире Высоцком, и съемки с ним начались. Только вот уже на второй день артист ушел в запой, и режиссеру пришлось экстренно искать замену. Тут ему вспомнился никому не ведомый Арчил Гомиашвили, который играл Бендера в каком-то местечковом театре в пьесе «Золотой теленок».
А Высоцкого Гайдай зарекся снимать в своих проектах навсегда.
Существует миллион правдивых баек о том, что и как вырезали чиновники и партработники из комедий Гайдая. Самые известные истории связаны с «Бриллиантовой рукой» и «Кавказской пленницей».
В «Бриллиантовую руку» Гайдай при монтаже в самом финале вклеил ни к селу ни к городу ядерный взрыв и долго и упорно доказывал худсовету, что это артистический замысел, взрыв необходимо оставить во что бы то ни стало. По итогам спора было принято компромиссное решение: взрыв убирают, зато больше ничего не трогают. Гайдай был на седьмом небе!
Ну а фильм про кавказскую пленницу должен был начинаться с забора… Впрочем, что мы рассказываем, до наших дней сохранился прототип той самой стартовой заставки. Смотри.
А ведь наша страна была буквально на волосок от того, чтобы остаться без одного из своих величайших режиссеров.
В 1942 году 23-летний пацан Леонид Гайдай попадает на фронт и не просто там воюет, а по-настоящему славно — получил медаль «За боевые заслуги». Только вот посреди войны не повезло: подорвался на мине. Врачи поставили раненого перед фактом, что жить придется без ноги, инвалидом. Но Гайдай встал (в переносном смысле, конечно) в позу и заявил, что ногу отрезать не позволит. Выходили. Правда, все равно пришлось комиссовать в 1944-м.