В преддверии выхода телешоу «Новый вызов Тайсона» на Discovery Channel легендарный боксер-тяжеловес рассказал о своей любви к голубям, о безденежье и кокаине, а также о том, почему он больше не ест мясо. Предвосхищаем твой вопрос: история с ухом тут ни при чем.
Интервью Алексей Караулов Перевод Антон Городецкий Давай быстренько пропиарим шоу и перейдем к по-настоящему интересным вопросам?
Это динамичное шестисерийное шоу про голубей. Подсознательно я всегда искал возможность рассказать об этом деле людям, которые не особо разбираются в голубях или вообще новички. И это мой шанс. Это можно считать реалити-шоу, можно документальным фильмом. И да, не вздумайте его пропустить!

Голуби, Майк? Что за прихоть!
Если бы я себя не знал, то никогда бы не поверил, что Майк Тайсон, взрослый мужик, носится с голубями, заботится о них. Я бы подумал: «Блин, деревня!» Но на самом деле я всю жизнь увлекаюсь птицами. Нельзя однажды проснуться в сорок лет и решить: «Пойду-ка я голубей запускать!» Я-то в этой теме с девяти лет, просто в шоу у меня гоночные голуби, а в детстве были обычные, уличные. Я тогда часто прогуливал школу, потому что, сами понимаете, я был толстый, чернокожий и в очках. Меня все били. Вдобавок у меня была стремная одежда, и из-за этого ко мне тоже цеплялись. Так что учиться я не ходил. Я просто шатался по улицам, а когда наступало время обеда, шел в школу и обедал. Ну не прямо в школе, конечно, потому что, завидев меня, ребята сразу отнимали мой обед. Я забирал ланч с собой и снова шатался. Однажды подошли какие-то парни, здоровые такие, говорят: «Деньги есть?» Я сказал, что нет, и тогда они стали бить меня… Короче, им нужен был мальчик на побегушках. Я пошел с ними в заброшенный дом, на крышу, а там стояла маленькая коробка с какими-то птенцами. Вот тут-то все и началось. Птицы эти были в ужасном состоянии – я знаю, о чем говорю, поскольку я уже опытный голубятник. Когда мы их запускали, они приземлялись на крыши соседних домов, и тогда меня заставляли бежать за ними и приносить назад. На следующий день вместо уроков я снова пошел к тем ребятам. Увидев меня, они стали бросаться камнями: «Ты что, решил стырить наших голубей? Ты что, ворюга?!» А я говорю: «Нет, нет, я просто снова хочу их увидеть». К сожалению, я больше никогда не ходил в школу, но зато навсегда влюбился в голубей.
ИЗ-ЗА ЧЕГО ШУМ
Твое недоумение понятно. Тайсон и – голуби? Между тем гонки почтовых голубей («почтарей») – уважаемый и дико прибыльный вид спорта. Смысл в том, что птиц из разных голубятен выпускают в одной точке, равноудаленной от их «домов», и ждут, кто прилетит первым. Средняя дистанция гонки – 300 км, скорость птиц – до 150 км/ч. Наибольшее распространение гонки получили в Бельгии, Китае и Саудовской Аравии, а на Тайване их даже проводят нелегально, под крылом мафии, за что заводчиков часто сажают, а голубей-участников – казнят.То есть голуби для тебя – это глубоко личное? И как ты решился рассказать об этом всему миру?
Чувак, у меня восемь детей – и ни копейки денег! Я принимаю любые чеки. Кто-то из продюсеров пришел и предложил мне идею шоу, и я согласился.
Ты же был самым страшным человеком на планете! А теперь голуби какие-то, веганизм. В смысле, ты ведь не только мясо, но даже яйца не ешь! Когда ты стал таким?
Это все из-за смерти моей четырехлетней дочки. Когда я ее потерял, казалось, что жизнь кончена. Но затем я понял, что теперь мне надо жить за нее, показывать хороший пример, а не жить, как раньше. Мне не нравился тот парень, которым я был, и я больше не хотел иметь с ним ничего общего. В том числе и привычек в еде. Не хотел мыслить его шаблонами. Не хотел заниматься сексом так, как он. У меня еще осталось немного его привычек, но я избавляюсь от них. Медленно, но избавляюсь. Иногда мне кажется, что на самом деле меня бы пристрелить надо за то, какой я был родитель.
Представляем, что тебе пришлось пережить… Особенно если учесть, что это был не первый твой кризис. Как ты с ними справляешься?
Раньше мне помогали огромные дозы кокаина и все такое, но сейчас это просто тот факт, что у меня есть будущее и есть жизнь. Теперь у меня другие приоритеты. У меня есть дети, которых надо растить. Мои дрянные родители не занимались моим воспитанием, но я собираюсь разорвать этот порочный круг. Я не хочу становиться папашей-наркоманом или алкоголиком, папашей, который не способен защитить своих детей от любого, кто вздумает зайти в дом и сделать что-нибудь гадкое. Нет, я не стану таким.
Это ты в реабилитационной клинике понял?
Ну да.
А какие еще у тебя там были прозрения?
В смысле, что я понял? Я понял, что я завистливая, неуверенная в себе, ничтожная блоха. Вот что я понял. Что у меня низкая самооценка и раздутое эго. Вот что.
Довольно странно это слышать от великого боксера…
Слушай, не надо вот этого, да? Я пытаюсь становиться скромнее. Я нескромный. Если кто-то говорит, что он скромный, то это бред: он ни разу не скромный, потому что скромные люди не трубят об этом направо и налево. Так вот, я работаю над искусством быть скромным. Это очень тяжело, но я пока не сдался. Как только ты сказал, что я великий, мое эго заявило мне: «Майк, да этот чувак понятия не имеет, насколько ты велик! Ты гораздо более велик, чем можно себе представить!» Вот что говорит мне эго, а я хочу быть скромнее. Поэтому я должен сказать, что великим боксером был Мухаммед Али, а я – нет.
К вопросу о боксерах. Что ты думаешь о современном боксе? Принято считать, что вот был ты, был Холифилд, Льюс, а сейчас уже все не то…
Да ну, брось, сейчас много отличных бойцов. Братья Кличко были такими. Просто публика пошла испорченная: все хотят, чтобы их развлекали и веселили. Но если посмотреть на бокс как таковой, бокс ради бокса, то эти ребята, а еще Дэвид Хэй свое дело знают. Просто они не весельчаки, не клоуны. Это не те боксеры, которых Америка всегда любила и хотела. Американцы – испорченный народ. Они хотят развлекушек двадцать четыре часа в сутки. Но это не настоящая жизнь. Счастье приходит урывками. Нужно познать несчастье, чтобы насладиться счастьем. Нельзя испытывать его двадцать четыре часа в сутки – это как испытывать оргазм двадцать четыре часа в сутки. Ты хочешь испытывать оргазм круглые сутки? Я вот не хочу. Нам нужно научиться наслаждаться реальной жизнью, реальным боксом. Нельзя считать, что если кто-то не может нокаутировать человека за десять секунд, то он плохой боксер.
Какой лучший совет ты получал в своей жизни?
«Жди, что будет, и не зацикливайся на том, что есть. Ничто не имеет значения». Знаешь, что самое шикарное? То, что вот мы ищем просветления в жизни, мы читаем великие книги или эти пособия по терапии, и они все в один голос, даже Будда и пророк Мухаммед, заявляют, что ключ к счастью и цельности – просто все отпустить! Но получается очень запутанная штука. Потому что, с одной стороны, мы хотим стать лучше, ведь так? А с другой – надо все отпустить. Получается, что надо отпустить даже само желание стать лучше, добиться счастья. Получается, что эти два желания противоречат друг другу, разве нет? В общем, звучит очень круто, но иногда это просто обескураживает.
хит-лист героя
Боец:Федор Емельяненко


Мы утром говорили о тебе с твоим тренером, Марио Коста, и он сравнил голубей с боксерами. Мол, для успеха нужны дисциплина, страсть и постоянство. Ты согласен?
Тебя познакомили с Марио? Блин, он мужик! Обязательно напиши про него в журнале, ему будет приятно. Он прав, он как будто сказал сразу про все в этой жизни. Если ты хочешь стать кем-то – боксером, заводчиком голубей, журналистом, – то помни, что лучшими не рождаются, ими становятся благодаря тяжелой работе. То же самое с голубями. Да, у них есть породистые родители, хорошая родословная, но, если они не вкладываются в работу, от них не будет никакого толку. У них будет просто громкое имя – и никаких достижений. Как у людей, родители которых всего добились, а сами они никто. Все дело в достижениях, понимаешь? Вот мне сейчас сорок четыре, и я многое понял. Понял, что на самом деле ничего не контролирую в этой жизни – просто существую. Понял, что мы не более чего-то вроде щепотки соли или песка по сравнению с духом этой жизни. Это очень смешно, потому что иногда мне кажется, что я очень особенный, но потом я представляю себе весь мир целиком и понимаю, насколько я незначителен.
Джордж Форман вернулся на ринг и стал чемпионом в сорок пять. Ты на такое способен?
Чувак, если мне повезет, я смогу встать с унитаза, не чувствуя при этом болей в спине. Нет, брось, мне это вообще неинтересно. Я даже не боксирую сейчас вообще. Все мои тренировки – это… Просто прихожу и бегаю, поднимаю легкие веса, много повторов, кардиотренировки. Все только для себя. Мое тело нужно мне, чтобы таскать мой мозг. И это должно быть здоровое тело, чтобы мозг тоже был здоровым и сильным. У тела не должно быть других функций, кроме выполнения приказов мозга.
Майк, скажи: что делает мужчину мужчиной?
Покорность. Покорность и только покорность. Слушайте, я знаю ребят, которые уверены, что настоящий мужик должен уметь прийти в какой-нибудь гребаный бар и раскидать двести человек разом. Не уверен, но мне кажется, что если вы знаете такого и он покорился кому-то гораздо слабее его, то именно это делает его мужчиной. Это делает его привлекательным в глазах окружающих. Это делает его досягаемым. Он может быть нереально крутым, настоящей машиной, но он будет досягаемым. Мы не боимся его, мы можем его потрогать. Он стал одним из нас. Вот это и есть мужчина.
И напоследок. Что ты, убежденный, законченный вегетарианец, думаешь о людях, которые едят голубей?
Стоп, стоп, прежде чем стать вегетарианцем, точнее, веганом, я частенько ходил в китайскую сеть ресторанов Mr. Chow и там постоянно ел голубей. Это отличная закуска. Полный отпад! Очень вкусно, очень. Тебе стоит попробовать. Я тебя отведу, если пообещаешь оплатить счет.
Смотри «Новый вызов Тайсона» на Discovery Channel 27 июля в 20.00
Фото: Helga Esteb / Shutterstock.com