Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как создать собственные Вестерос, Средиземье или Нарнию

Если ты пишешь фанфики, числишься ролевиком или сочиняешь истории своим детям, можешь использовать любой из имеющихся миров. Но можно создать свой, следуя советам культуролога Николы Гарибальди из Туринского университета.

11 октября 20195
Как создать собственные Вестерос, Средиземье или Нарнию

Язык

Любой сказочный мир создан по образцу древних мифов, даже мир «Аватара» и «Звездных войн», если копнуть. Под языком понимается набор шаблонов, которые можно условно разделить так:

Как создать собственные Вестерос, Средиземье или Нарнию

  • Скандинавский миф — семейные проблемы, суровые условия, кровища, герои, финальная битва.
  • Кельтский миф — много магии, животные-помощники, флирт, кровища, герои, финальная битва.
  • Славянский миф — одинокий герой, женщины-помощницы, много странной шушеры, родные просторы.
  • Азиатский миф — одинокий герой, иерархия, назидательность и поучительность, смена социального статуса. Все шаблоны проверены временем. Поэтому можно взять за основу классический миф и начинить его своими деталями.

География

В сказочных мирах есть обязательный географический набор. География тут замешана на архетипах и готовит сознание читателя, зрителя или участника игры к повороту сюжета.

Как создать собственные Вестерос, Средиземье или Нарнию

  • Горы. Символ препятствия и опасности. Вражда равнины и гор — древний стереотип. Заметь, даже в Angry Birds хорошие птицы — на равнине, а плохие свиньи — в башне.
  • Водоем. Символ границы и перемен. «Уплыть за тридевять земель», «унесло течением» — сам язык указывает на эту его роль. Водоем используется для помещения героев в новый контекст или для введения новых персонажей.
  • Родной дом. Символ славы или поражения. Герой не возвращался с полпути, потому что забыл проездной. Он либо приходит с победой, либо укрывается от позора.
  • Неизведанное. Если слишком подробно распишешь всю географию, неоткуда будет взять неожиданное болото для врагов или загородную резиденцию друида. Должны быть места, о которых пока ничего не известно, — какая-нибудь Туманная пустошь за Змеиными скалами.

Герои

Не важно, имеют ли они мохнатые ноги или звездолеты. Главное, они должны быть достаточно слабы. Если герой — эффективный менеджер и после его звонка у орков находят порошок белого цвета, ему некуда развиваться. И мир сжимается до вечеринки в Ницце.

Как создать собственные Вестерос, Средиземье или Нарнию

Оружие

Во всех сказочных мирах бьются холодным оружием. Даже в «Звездных войнах» главные дуэли проходят хоть и на лазерных, но мечах. Дело в том, что задача сказочного мира и всех его деталей — создать площадку для долгого и непредсказуемого развития сюжета. Но если Алиса прихватит к Черной Королеве ручной пулемет, то история закончится раньше, чем твой попкорн. Мечи же, шпаги и прочие алебарды требуют мастерства и характера, а также позволяют высказываться по ходу боя.

Как создать собственные Вестерос, Средиземье или Нарнию

Цель

В сказочном мире необязательно должен разворачиваться яркий сюжет. Sims и «Веселая ферма» — тому пример. Но если ты хочешь сдвинуть свой мир в развитие сюжета, у героев должна появиться цель. И лучше, если это будет избавление от плохого, чем поиск хорошего. Наша психика так устроена, что угроза убытка вызывает больше эмоций, чем перспектива прибыли. Поэтому поиск принцессы, похищенной драконом, интереснее, чем поиск хорошего участка под офисный центр.

Как создать собственные Вестерос, Средиземье или Нарнию

Существа

Как создать собственные Вестерос, Средиземье или Нарнию

Сказочный мир можно населить хоть ожившей пшенной кашей. Но обычно набор существ подчиняется двум принципам.

Антропоморфность. Почти все значимые существа имеют две руки, две ноги, голову и речь. Только тогда мы можем себя с ними ассоциировать, а значит, сопереживать им либо отвергать. Акулу или кишечную палочку ты просто боишься. Но прямоходящего орка эмоционально отвергаешь, потому что видишь в нем свою темную сторону.

Двухмерность. Любое существо сказочного мира, если оно не человек, обычно воплощает какую-то сторону человеческой натуры. Гномы — трудолюбие, эльфы — возвышенность, тролли — жестокость, Чубакка — наивность. Сложные характеры остаются людям.

Соблазны

В сказочный мир всегда хочется ввести побольше интересного. Но есть элементы, с которыми нужна особая осторожность.

Как создать собственные Вестерос, Средиземье или Нарнию

  • Магия. Сказочный мир интересен, когда символически показывает реальность. А избыток магии разрушает причинно-следственные связи вместе с сюжетом.
  • Неоднозначность. Зло должно быть злым, добро — доб­рым. Если Саурон помогает сиротам, а Гендальф случайно спалил деревню с говорящими котиками и его пресс-служба все опровергает, то это не сказочный мир, а настоящий.
  • Технологии. Как и магия, они слишком все упрощают и лишают сюжет динамики. Фродо цепляет Кольцо Всевластия к дрону, тот летит на Роковую гору и падает в жерло. Конец истории, и никто никуда не идет.
  • Внезапное спасение. У драматургов введение в сюжет удачи считается признаком беспомощности. Сказочный мир должен быть логичным и взаимосвязанным, на то он и мир.

Спецэффекты

Как создать собственные Вестерос, Средиземье или Нарнию

  • Несметная орда. Это могут быть полчища врагов на горизонте или гигантский косяк плотвы, который уносит с собой лодку героев, — конкретика не важна. Суть спецэффекта — в расширении масштаба картинки. Это придает миру глубину.
  • Опасность безопасного. Герой облокотился на кактус и укололся — всего лишь повод ввести в сказочный мир перекись водорода. Герой облокотился на то, что казалось березой, и обжегся выступившей из-под коры кислотой — это вносит милую непредсказуемость и заставляет быть начеку.
  • Говорящие животные. И Осел из «Шрека», и мрачный ворон-консультант из русских сказок— джокеры, которые могут повернуть сюжет как угодно. Они разъясняют непонятное или созывают на помощь сородичей, а могут и чихнуть в засаде. Как сложится. Но их не должно быть больше двух, иначе мир станет слишком мультяшным.

Рабочие моменты

На пресс-конференции в Индии, посвященной «Аватару», Джеймс Кэмерон признался, что старался в фильме создать подсознательную связь с мифологией индуизма. Однако якутский министр культуры Андрей Борисов считает, что сюжет «Аватара» основан на якутском эпосе «Олонхо». Ведь в этом эпосе есть Мировое Древо — вылитое священное дерево из «Аватара».

Дотракийский язык, который фигурирует в «Игре престолов», команда филологов придумала специально для сериала. В языке более 3000 слов, есть элементы русского, немецкого, румынского и даже инуитского.

Сказочные миры иногда пересекаются, цитируя друг друга. В «Матрице», например, Морфеус предлагает Нео на выбор две пилюли. Выбрав правильную, тот должен узнать, «насколько глубока эта кроличья нора», — отсылка к «Алисе в Стране чудес». В «Обители зла» героиню зовут Элис, а центральный компьютер — Красная Королева.

У писателя Джорджа Мартина, по книгам которого снимают «Игру престолов», в детстве были черепашки. Они дружно жили в игрушечном замке, и он фантазировал о их жизни и взаимоотношениях. Именно эти детские фантазии выросли потом в цикл романов, битком набитых борьбой за власть, сексом и убийствами.

ФОТО SHUTTERSTOCK

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения