Фото №1 - Написать коммерческий роман

1. Родись англоязычным. Чем больше твоя потенциальная аудитория, тем на большие гонорары можно рассчитывать. Конечно, маститые авторы начинают странствовать по языкам и народам на спинах прилежных переводчиков, но до маститости еще дожить надо.

2. Пиши роман про реальную современную жизнь. Фантастика, исторические романы и сказки имеют очень лояльную, но гораздо более ограниченную аудиторию.

3. Пиши о том, что ты хорошо знаешь. Если ты токарь из Урюпинска, не надо пытаться писать на великосветские темы. Если ты джентльмен из высшего общества, даже не думай о том, чтобы браться за исполненную драматизма сагу о Великом Урюпинском Металлургическом.

4. Два самых массовых жанра – это детектив и любовный роман. Первый любят мужчины. Второй – не мужчины. Если аккуратненько скрестить оба жанра, ты сможешь увеличить свою аудиторию сразу в два раза.

5. Желательно к седьмой странице разжиться трупом. Даже если это детская книжка про гусяток.

Разговор с книгопродавцем

На твои многочисленные вопросы отвечает Сергей Черкасов, директор по развитию издательства «ЭКСМО».

Можно заработать миллион долларов, написав роман?

Если проект будет успешным, то запросто. И даже больше миллиона. Вряд ли это будет первый роман, обычно авторы расписываются к четвертому-пятому. А самое трудное – это второй и третий роман, потому что первый, как правило, автобиографический и дается легко.

Как сделать так, чтобы в издательстве заметили твою книгу?

Нужно проявить некоторую настойчивость: прийти в издательство, встретиться с редактором, вручить ему рукопись, добиться, чтобы он ее прочитал и прокомментировал, а главное, прислушаться к его рекомендациям.

В каком жанре лучше творить, чтобы побыстрее разбогатеть?

Конечно, лучше всего идут детективы.

На кого ориентироваться будущим писателям-конъюнк­турщикам?

Самый успешный проект последнего времени – Дмитрий Глуховский. Вот пример автора, который очень внимательно слушал своего редактора.

6. Твой герой должен быть симпатичен читателю. Необязательно делать его ангелом (хотя мертвый герой – это всегда неплохая идея), но у него должны быть милые черты, благодаря которым читатель сможет и дальше с ним самоидентифицироваться без особого дискомфорта. Например, он убийца, но цели у него самые благородные. Он вор и подлец, но зато жертвует деньги бедным. Он ходячий скелет с косой, но зато ему нравятся хомячки и котята. Если герой – беспримесная сволочь без смягчающих обстоятельств, то, значит, ты пишешь не коммерческий, а высокоинтеллектуальный роман – штуку никому не нужную.

7. Читателя с первой страницы по последнюю нужно крепко держать за хвост, вызывая в нем желание узнать ответы на предлагаемые тобой загадки. «Кто убил Робкого Робина?», «Что скрывалось под черным покрывалом?», «Кто родится у Анны Ивановны – мальчик или девочка?» Периодически нужно раскрывать кое-какие устаревающие тайны, чтобы тут же подкинуть читателю новые.

8. Все романы в мире делятся на три категории: «Илиада», «Одиссея» и помесь «Илиады» с «Одиссеем». То есть либо:

а) у тебя есть место, в котором происходят всякие события;

б) у тебя есть герой, который шляется по разным местам, в которых с ним происходят события;

в) ты мечешься между этими двумя форматами (такой вариант обычно продается хуже всех).

9. 700 тысяч знаков будет достаточно. Слишком толстые книжки неизвестных авторов пугают читателей.

10. Придумай сто синонимов к слову «сказал» и поочередно расставляй их в диалогах. Например:

- Разве я тебе не нравлюсь? – удивился он.

- Как ты мог такое подумать? – запротестовала она.

- Я знаю правду! – напирал он.

- Нууу... - замялась она.

И так далее.

11. Написав роман, вычеркни оттуда все наречия. Ну хорошо, почти все. Это те, которые обычно кончаются на «о» и ничего не значат. (Упражнение: найди и уничтожь все наречия во фразе «Она громко засмеялась, когда он сердито захлопнул дверь, яростно выругался и больно застрелился».)

Фото №2 - Написать коммерческий роман

12. Прежде чем написать свой роман, прочитай тысячу чужих.

13. Не пытайся как бы ненароком познакомить читателя со своими политическими и религиозными взглядами («Как все коммунисты, он любил детей и был, слава Господу, отличным парнем»). Во всяком случае, не раньше, чем в десятый раз займешь топовую позицию в списке бестселлеров.

14. Не трать время, придумывая название. Этим в издательствах занимаются копирайтеры.

15. Без малейших угрызений совести убивай даже самых симпатичных и важных героев в середине книги, но старайся, чтобы у выживших в самом конце все было хорошо. Читатели - страшные людоеды, но они хотят, чтобы доб­ро все-таки побеждало.

16. Не пренебрегай описаниями природы, даже если ты сам их ненавидишь и пропускаешь в чужих книжках. Их все пропускают, но при этом читатель успевает немножко отдохнуть и преисполниться сознанием того, что он читает не какую-нибудь дрянь, а самую настоящую высокохудожественную литературу.