Освободи извилину! 7 упражнений для развития творческого мышления

Мало накачать к лету пресс. Нужно еще успеть стать остроумным и креативным. Мы разработали для тебя действенную программу тренировок. Без дураков. Ускоренный курс.

Почетный профессор Оксфордского университета Эдвард де Боно еще в 1969 году сделал революционное заявление: чувство юмора, креативность и умение спонтанно рождать идеи — это вовсе не удел избранных, а вполне конкретные навыки мышления. Чтобы доказать это, де Боно придумал упражнения, которые помогли тысячам людей осознать, какими глупцами и занудами они были до начала занятий, и тут же исправиться.

Мы вытащили самые эффективные упражнения из книг Эдварда де Боно и предлагаем тебе их освоить. Правда, прежде чем ты приступишь, нам надо объяснить тебе, как работает (работал, будет работать) твой мозг.

Песочница им. Де Боно

Мышление человека — самоорганизующаяся система. Сравнить ее можно с песочницей, на которую дети льют воду совочком. Поначалу песок — это ровная поверхность. Но после того, как на него попадет вода, в песке образуется углубление. Какое-то время вода еще растекается вширь. Но если лить ее достаточно долго, она начнет сразу стекать в ямку, еще больше углубляя ее.

То же самое и с мышлением. Проникая в голову человека, информация оставляет в ней след. Если жизнь рутинна, а впечатления однообразны, след будет довольно глубоким. Так формируется «ямка» — шаблон мышления. У любого из нас таких шаблонов в голове тысячи, и это, в общем, нормально. Шаблоны помогают человеку быстро распознавать ситуацию и реагировать на нее. Если ты хоть раз обжигался, то будешь всегда отдергивать руку от огня, а не держать ее над пламенем и прислушиваться к своим ощущениям.

Но, увы, шаблоны хороши лишь в простых ситуациях. Чем сложнее входящая информация (книги, фильмы, ссоры с девушкой), тем уникальнее должны быть реакции. Но люди очень часто и ее подгоняют под шаблоны (все бабы — стервы, а Джим Кэрри не умеет сниматься в серьезном кино).

Такое мышление называется вертикальным, так как информация в этом случае «стекает» вертикально вниз, по шаблону. Как назло, школьная программа развивает именно такой тип мышления. Но, к счастью, помимо вертикального есть еще и латеральное мышление (от лат. lateralis — «боковой»). Латерально мыслящий человек не спешит идти на поводу у шаблонов. Он ломает их, играет с ними и генерирует новые, причудливые шаблоны. Некоторые обладают такими способностями от природы. Но их единицы. Попробуем объяснить разницу между двумя типами мышления на примере нашего старого конкурса «Придумай подпись к картине».

Как побеждать в нашем конкурсе

В одном из номеров мы предлагали придумать остроумный комментарий к «Девочке на шаре» Пикассо. Почему-то именно эта картина вызвала чудовищный всплеск глупых, «вертикальных» подписей. Почти сто читателей, не сговариваясь, прислали нам фразы вроде: «Сидит чувак в цирке и мануально себя удовлетворяет». Конечно, поза гимнаста в правой части картины может натолкнуть на подобную мысль. Для кого-то это будет даже ассоциацией первого порядка. Но когда дело доходит до остроумия, первая мысль — плохая! Это всегда шаблон.

Многие читатели даже не попытались хотя бы немного сломать его. Стоило посмотреть на ситуацию глазами девочки («Раньше он возбуждался от одного взгляда на меня. А теперь на что мне только приходится идти!»), как подпись из пошлой и грубой могла бы превратиться в более-менее сносную. Но, увы, в ста случаях из ста этого не случилось.

Кстати, победила в том месяце такая подпись: «Долго циркачи пытали Колобка: говори, рожа, что такое сусеки?!» Неожиданно! А ведь человек всего лишь воспользовался (неосознанно) двумя навыками латерального мышления: «отрезанным ломтем» и «выбором точки входа». Впрочем, не будем забегать вперед.

Занятие первое. Выработка альтернатив

Если верить де Боно, люди с возрастом не становятся умнее. По крайней мере, в том, что касается латерального мышления. Когда профессор на своих занятиях показывал детям фигуру слева и просил ее описать, он получал порядка сорока вариантов ответа. В том числе: домик без трубы, заготовка для самолетика, две половинки косо разрезанного прямоугольника. Взрослые на тот же нехитрый тест давали куда меньше ответов. А все почему? Из-за привычки к вертикальному мышлению.

Становясь старше, мы начинаем вводить все больше ограничений для своего воображения. Мы беспокоимся, что про нас подумают окружающие, и отметаем «детские» варианты ответа вроде самолетика или домика. Идем по пути наименьшего сопротивления: эту фигуру легче всего получить, отпилив углы у прямоугольника, так зачем искать другие, более сложные варианты — вроде треугольника, положенного сверху на квадрат? А результат — узость мышления. Чтобы научиться мыслить шире, в течение двух-трех недель выполняй следующие упражнения.

1-е упражнение: «Что это было?»

Возьми себе за правило придумывать несколько описаний любой увиденной картинки. Вот, например, плакат с мокрой девушкой, протягивающей тебе телефон. Отстранись от мысли, что это реклама. Представь, что вы с девушкой стали жертвой цунами. Она нашла на развалинах отеля телефон и хочет вызвать спасателей, но боится, что ее не поймут из-за плохого английского.

Ну да, глупо. Но это не важно. Твоя задача сейчас — сдвинуть свой мозг с ржавых рельс ассоциаций первого порядка. Ты должен научиться вырабатывать альтернативы. Для начала — не меньше трех за раз. Начать тренировку можно вот с этой картинки. Что на ней происходит?

2-е упражнение: «Отрезанный ломоть»

Произведения искусства (особенно те, что печатались в учебниках) хороши для нас тем, что каждое из них — это очень жесткий шаблон. Согласись, тебе трудно представить Ивана Грозного в отрыве от трупа его сына. Каждый взгляд на картину сразу же пробуждает в голове поток однонаправленных ассоциаций. Чтобы побороть эту привычку мыслить шаблонно, возьми репродукцию какой-нибудь очень известной картины, например «Опять двойка» или «Демон», и вырежи из нее центральную фигуру, как это сделали мы.

Попробуй представить себе ситуацию, в которой вырезанная фигура могла бы быть в той же позе. Иногда бывает полезно положить фигуру набок или перевернуть вверх ногами. И сразу же в голову приходят альтернативы: «Иван Грозный выкорчевывает дерево» или «Иван Грозный взрывает дом». Не важно, какими будут придуманные тобой толкования. Важно, чтобы у тебя вошло в привычку разлагать любую ситуацию на составляющие и отметать самые очевидные ее толкования.

Один из законов латерального мышления гласит: не бывает умных и глупых мыслей, любая мысль хороша, если она хоть чем-то отличается от той, что пришла тебе в голову сразу.

Занятие второе. Выбор точки входа

Еще один тест де Боно выглядит так: ученикам предлагается нарисовать фигуру, которую можно будет разделить на четыре равные части одним разрезом.
35% тут же сдаются;
50% предлагают вариант с крестом, очень узким в центральной части, но крест разрезается максимум надвое;
3% учащихся предлагают варианты, которые подчас поражают самого де Боно;
12% в среднем всегда показывают отличный результат, потому что подходят к решению задачи с конца. То есть вырезают из листа бумаги четыре одинаковых квадрата, а потом пытаются сложить их в единую фигуру.

В этом вся суть: стоит поменять «точку входа» (порядок решения), как проблема решается в два счета.

И это относится не только к умозрительным геометрическим задачам. Проблемы очень часто можно решать, сразу представив себе результат или взглянув на ситуацию глазами разных ее участников. Именно этим мы будем заниматься примерно в течение недели, выполняя следующие упражнения.

3-е упражнение: «Шесть шляп»

Можешь просто покрасить в разные цвета шесть дедушкиных цилиндров. С их помощью ты научишься изменять точку входа в проблему и не зацикливаться на одном и том же. Одно из неудобств вертикального мышления заключается в том, что оно действует шаг за шагом. Мысля вертикально, ты не можешь сказать Б, не сказав А. Поэтому, избрав заведомо неверное начало пути, ты часто попадаешь в тупик.

Метод «шести шляп» позволяет смотреть на любую проблему с разных точек зрения и разрабатывать одновременно несколько путей. Скажем, ты не слышишь будильник по утрам и опаздываешь на работу. Положи перед собой шесть шляп и присвой им роли. Например:
1) пусть описывает самый худший финал развития событий;
2) критикует все, что предлагают остальные участники дискуссии;
3) сомневается, что проблема вообще существует;
ищет виноватых;
4) пытается расширить проблему и связать ее с другими аспектами жизни;
дробит ее на более мелкие составляющие.

Спор о будильнике в этом случае может выглядеть примерно так:

1. Если я снова просплю, меня уволят.
2. Не уволят! Найдешь другую работу!
3. Кто вообще сказал, что нужно работать там, куда нужно приходить рано?
4. Во всем виноват будильник: он тихо звонит! Нужно просто завести новый.
5. А по-моему, все дело в трамваях, которые по утрам грохочут. Из-за них я не слышу будильника. Надо поставить стеклопакеты, и все будет хорошо.
6. Да нет же! Из-за трамваев я проспал один раз. А вчера была виновата текила.

В общем, ты понял. Сначала (хотя бы пару дней) тебе придется формально закреплять момент изменения точки входа, снимая и надевая шляпы. Когда научишься вести внутренний диалог, сможешь обходиться и без них.

4-е упражнение: «Пейзаж перед бурей»

Это разновидность упражнения «Что это было?» Правда, сейчас твоя задача не искать варианты, а мысленно отмотать назад события, запечатленные на картинке. Если ты владеешь фотошопом, можешь даже поглумиться над изображениями из Интернета, как это сделал наш художник. Если ты играешь в шахматы, упражняйся с ними. Расставь королей и еще несколько фигур на доске в случайном порядке.

Попробуй проиграть партию в обратном порядке — подумай, кто куда пошел и кого съел. Скорее всего, у тебя ничего не выйдет. Но, как ты уже догадался, это не важно. Главное — научиться думать от конца к началу. Чтобы понять, зачем это нужно, примени латеральное мышление.

Занятие третье. Вызов основам

Понять, как работает третий аспект латерального мышления, легче всего во время разговора с ребенком:
— Почему деревья качаются?

— Потому что ветер.
— А почему деревья качаются от ветра?
— Он их толкает, но не может вырвать из земли, вот они и качаются туда-сюда.
— А почему он не может их вырвать?
— Потому что у них есть корни.
— А зачем им корни?

Такой диалог может продолжаться часами. Дети не приемлют ответов «потому что так надо» или «потому что так принято». «Кем принято?» — спрашивают они. В этот момент дети ставят под сомнение шаблон, который взрослые давно приняли на веру. Это помогает детям развиваться и выдавать на-гора парадоксальные суждения.

5-е упражнение: «Будь как дети»

Мы бы посоветовали тебе завести детей. Но что ты будешь делать, когда отточишь навыки латерального мышления? Лучше заведи себе полезную привычку: всякий раз, когда тебе захочется задать вопрос «почему» (начальнику или девушке), делай это трижды. То есть выстраивай цепочку уточняющих вопросов. Не позволяй людям морочить тебе голову ответами «так надо» и «по кочану». Конечно, есть опасность, что ты прослывешь педантом. Зато после месяца таких упражнений ты сможешь более-менее освободить свой мозг от застарелых шаблонов.

6-е упражнение: «Борьба без правил»

Небольшая задачка — опять же для тех, кто умеет играть в шахматы. Черные начинают и в один ход ставят мат белому королю. Чтобы решить ее, держи в уме две вещи: а) простой, вертикальный перебор ходов тут не поможет; б) дойдя до последней линии, пешка превращается в любую фигуру.

Занятие четвертое. Случайная стимуляция

В этом навыке можно упражняться хоть всю жизнь. Суть его в следующем: всякий раз, когда перед тобой стоит проблема и ты не знаешь, с чего начать, выбирай наугад слово из книги, журнал, сайта.

Например, тебе нужно дописать статью, и первое слово, в которое ты ткнул пальцем, — «солярий». Попробуй найти связь. Скажем, ранней весной, когда солнце неяркое, нужно ходить в солярий, чтобы в организме образовывался витамин D, необходимый для мыслительной деятельности. Или: если долго лежать в солярии, то он жжот, как аффтар. Может, эти рассуждения тебе и не пригодятся, но они, как минимум, выведут тебя из тупика и заставят мысль работать.

Занятие пятое. Переворот

Случай из жизни: однажды нам нужно было придумать подпись к картинке слева. Увидев всадника, первым делом мы подумали о романе Майна Рида. Но написать что-нибудь про всадника без головы было бы слишком банально. И тогда мы придумали: «Увидев эту картину, Майн Рид написал «Майн кампф». То есть мы взяли очевидный вариант и немного сломали шаблон! То, что итоговая подпись была основана на созвучии, — дело десятое. Важен принцип: иногда, чтобы получить новую идею, можно взять банальную и перевернуть ее (или один из ее компонентов). Итог может быть несовместим со здравым смыслом. Но он будет нов, а это единственное, что имеет значение.

7-е упражнение: «Хвост виляет собакой»

Упражняться будем на газетах. Увидев броский заголовок, поменяй местами содержащиеся в нем существительные. Полученный вариант («Армия собирается реформировать Путина», «Банановая кожура умерла, поскользнувшись на вундеркинде») будет казаться тебе бессмыслицей. Твоя задача — насытить его смыслом. То есть придумать ситуацию, подходящую под заголовок. Например: вундеркинд вырастил бананы без кожуры, идея была признана рентабельной, и банановая кожура отмирает как явление. Бред, конечно. Но мышление развивает.

Ну вот и все. Занятия закончились, и мы отпускаем тебя на каникулы. Месяц, который ты провел за чтением этой статьи, наверняка пошел твоему мозгу на пользу: он вырос и возмужал. Желаем тебе успехов в дальнейшем совершенствовании навыков латерального мышления. И надеемся, что теперь ты никогда не будешь присылать нам на конкурс подписи в стихах!

Илл.: Влад Лесников. Фото: Vostock Photo, Юрий Кольцов, East News

Комментарии

1
под именем
  • Все комментарии
  • Для тех, у кого слишком много свободного времени.