Лиля Брик: режиссер жизни Владимира Маяковского
Современники не считали ее красавицей, да и талантами особыми она не блистала. Однако именно эта женщина на тридцать лет стала абсолютной музой для Владимира Маяковского, который, кажется, писал стихи в основном для того, чтобы она на него обратила внимание.
Лиля обладала невероятной энергией, жаждой жизни и умела превратить каждый день в праздник. Она мастерски коллекционировала мужчин, наслаждаясь властью над ними.
После совместных съемок в фильме «Закованная фильмой», где Маяковский был сценаристом и актером, а Брик — балериной, Лиля призналась мужу Осипу Брику в чувствах к поэту. И они стали жить втроем под вывеской «Брики. Маяковский». Эта история позже, в 1927 году, легла в основу скандального фильма «Любовь втроем».
И хотя одним Маяковским ее аппетиты не ограничивались, после смерти поэта Лиля носила его кольцо на цепочке с гравировкой своих инициалов — Л.Ю.Б., складывавшихся в бесконечное «люблюблюб».
Хеди Ламарр: красота как помеха для гения
Она сбежала от ревнивого мужа-миллионера, переодевшись горничной, и покорила Голливуд, снявшись обнаженной в скандальном фильме «Экстаз». Голливудская машина 1940-х видела в ней лишь экзотическую красотку, а Ламарр презирала этот образ, язвительно замечая, что для гламура достаточно «стоять на месте и выглядеть глупо».
Ее истинной страстью была наука. В перерывах между съемками Ламарр, которую с юности увлекали точные науки, конструировала изобретения в своем актерском фургончике. Светящийся ошейник для собак или таблетка для газировки — мелочи.
Главный прорыв она совершила вместе с композитором Джорджем Антейлом, разработав систему помехоустойчивой радиосвязи для управления торпедами. Эта технология легла в основу современного Wi-Fi, Bluetooth и GPS. Ирония в том, что патент истек до начала активного использования изобретения и Ламарр не получила ни цента.
Гала Дали: менеджер гения
Именно эта женщина взяла под финансовый и творческий контроль Сальвадора Дали, превратив эксцентричного чудака в бренд мирового уровня. Гала (урожденная Елена Дьяконова) была его менеджером, музой и безжалостным критиком.
Она обладала не классической красотой, а скорее хищной, колючей внешностью. Но для Сальвадора Дали она стала абсолютным идеалом, элегантной женщиной, чей образ он воспроизводил на сотнях полотен.
Пока гений корпел над холстами, Гала вдохновляла его и, по слухам, позволяла себе романы на стороне, которые Дали сносил с покорностью.
Лола Монтес: бьюти-блогер из XIX века
Авантюристка Лола Монтес, выдававшая себя за испанскую танцовщицу (мода на все испанское тогда была на пике), покорила Европу. Ее девиз «Что Лола хочет, то Лола получает!» работал безотказно. Она соблазнила Листа, Бальзака, Дюма и заставила короля Баварии Людвига I отречься от престола.
Исчерпав скандальную славу, в 37 лет Лола перебралась в Америку и стала одной из первых в мире инфлюенсерш — читала лекции и написала бестселлер «Искусство красоты».
Она пропагандировала идеи ЗОЖ, опередившие время: спорт на свежем воздухе, здоровый сон, умеренность в еде и тщательный уход за кожей. Лола была адептом домашних бьюти-процедур, предлагала свои рецепты для осветления и очищения кожи, омолаживания рук и даже увеличения груди. Еще в XIX веке Лола поняла главное: красота — это здоровье и личный бренд.
Лу Андреас-Саломе: интеллектуальный соблазн
Русская эмигрантка с загадочным взглядом обладала редким даром притягивать великие умы. Фридрих Ницше, Райнер Рильке, Зигмунд Фрейд — все они пали к ее ногам.
Она собирала вокруг себя выдающихся мужчин, образуя «духовные коммуны», но категорически отвергала брак и физическую близость, считая их пошлостью. Когда 32-летний философ Пауль Ре сделал ей предложение, она лишь рассмеялась. Позже она вышла замуж за востоковеда Фридриха Андреаса, но их 43-летний брак оставался платоническим.
Ее сексуальность смог пробудить лишь политик Георг Ледебур, и после этого она стала заводить один роман за другим. В 49 лет Лу издала скандальный бестселлер «Эротика», а поклонники водились у нее даже после 70 лет. Она доказывала, что высшая форма власти — это интеллектуальное влияние.
Александра Коллонтай: революционерка в политике и в спальне
Единственная женщина в первом советском правительстве боролась не только за государственные реформы, но и за новую мораль. Коллонтай считала традиционные представления о любви лицемерными и в работе «Новая мораль и рабочий класс» пропагандировала идеал холостой женщины — самостоятельной, независимой, имеющей право на свободный выбор партнера и рождение детей вне брака. Ее усилиями были приняты законы о равенстве супругов, упрощенном разводе и правах внебрачных детей.
Коллонтай ставила личную свободу выше общественных условностей. Воплощением этих идей стала ее жизнь: вступив в брак, она создала дома интеллектуальный кружок и увлеклась другом супруга. Вместо разрыва Коллонтай предложила жить втроем.
После развода у нее были и другие мужчины, некоторые много моложе. Второй муж, легендарный матрос-балтиец Павел Дыбенко, был младше ее на 17 лет.
До глубокой старости Коллонтай притягивала мужчин, уверенная в своем праве любить так, как она хочет.
Зинаида Гиппиус: Божество декаданса
Официально поэтесса прожила в браке с Дмитрием Мережковским полвека. При этом она создала вокруг себя миф холодной, высокомерной соблазнительницы.
Стиль Гиппиус — длинные облегающие платья с крылышками, томная бледность, рыжие волосы — сделал ее иконой декаданса. Она любила наряжаться в мужские костюмы, носила монокль, имела десяток мужских псевдонимов и собирала кольца, подаренные ей влюбленными мужчинами, в ожерелье.
Гиппиус культивировала образ недоступной богини, презирающей «телесную низость». Ходили слухи, что свои отношения с мужем и многочисленными поклонниками, среди которых были самые яркие фигуры эпохи, она выстраивала на платоническом, почти религиозном обожании.
Даже в 50 лет она принимала гостей в спальне, в полупрозрачных платьях, поддерживая образ существа, которому поклоняются, не смея прикоснуться.
Эти женщины не ждали, пока их выберут. Они не подчинялись общепринятым правилам, а создавали свои. И мужчины с удовольствием в них играли.
