Утилизационный сбор — это обязательный платеж, который взимается при производстве или ввозе автомобиля в Россию. Его цель — компенсировать будущие расходы на переработку машины после окончания ее срока службы. По сути, это элемент экологической политики: государство заранее закладывает стоимость утилизации, чтобы потом не перекладывать эти расходы на владельцев старых авто или бюджет.
С 1 ноября 2025 года Минпромторг планирует изменить формулу расчета утильсбора. Новые коэффициенты могут существенно повысить сумму платежа, особенно для автомобилей, ввезенных по параллельному импорту. При этом для физических лиц льготные ставки сохранятся лишь частично — только для машин с мощностью двигателя до 160 лошадиных сил. Если двигатель мощнее, автомобиль автоматически перейдет в категорию с повышенным коэффициентом, а значит, сбор вырастет в разы.
Некоторые эксперты были уверены, что автомобилей, соответствующих новым требованиям, очень мало и они не пользуются популярностью у россиян. Но мы нашли пять кроссоверов от европейских марок, которые не затронет рост утильсбора.
Skoda Karoq
Двигатель: 1,4 л, 150 л. с.
Топливо: бензин
Привод: передний
Коробка: автомат
Цена: от 4 000 000 руб.
Практичный и семейный. Именно так можно охарактеризовать Skoda Karoq. Снаружи аккуратный, без излишеств; внутри просто и понятно, без намека на роскошь. Материалы отделки не балуют, но собраны добротно и не скрипят на кочках. Это автомобиль не для показухи — скорее, надежный помощник, который честно выполняет свою работу и не требует взамен ничего, кроме, пожалуй, регулярной заправки.
Peugeot 2008
Двигатель: 1,2 л, 136 л. с.
Топливо: бензин
Привод: передний
Коробка: робот
Цена: от 2 489 000 руб.
Peugeot умеет «делать» не только маленькие городские хетчбэки (да-да, сюрприз!), но и вполне достойные кроссоверы. «2008-й» как раз из таких: компактный, но удобный, с хорошим набором электроники и помощников на все случаи жизни. Интерьер без изысков, по-европейски скромный, но собран качественно и с запасом по пространству. В целом приятный, сбалансированный автомобиль, если не считать одного «но»: ликвидность у Peugeot на вторичке оставляет желать лучшего. Потерять миллион за пару лет — вполне реальный сценарий.
Renault Duster
Двигатель: 1,2 л, 130 л. с.
Топливо: бензин
Привод: полный
Коробка: механика
Цена: 4 253 000
Как его только ни называли — и «завышенный „Логан“», и кроссовер для дачников!.. Но в последнем поколении Duster заиграл по-новому: современно, смело, брутально. А самое важное — он один из немногих в своем сегменте с полным приводом, и механика только добавляет «мужицкого» шарма. Да и версии с двумя педалями тоже есть, но в Россию такие пока не завезли. Есть только один минус, который портит картину: цена выше 4 млн рублей за Renault? Согласитесь, это как-то много.
BMW X1
Двигатель: 1,5 л, 156 л. с.
Топливо: бензин
Привод: передний
Коробка: робот
Цена: 3 990 000
Переднеприводной, да еще и с поперечным расположением двигателя, — звучит крамольно для BMW, не правда ли? Еще недавно подобное сочетание фанаты марки сочли бы святотатством. Но времена меняются: сегодня это один из самых доступных кроссоверов в линейке немецкого бренда, рассчитанный скорее на разум, чем на страсть к вождению. Да, спортивности в нем не так много, это больше про маркетинг и практичность, чем про легендарную «заднеприводную магию» Мюнхена.
Тем не менее едет он достойно, управляется предсказуемо и комфортно, а в повседневных делах показывает себя отлично: хоть детей в школу отвези, хоть тещину рассаду на дачу. И главное, узнаваемый пропеллер на капоте все так же напоминает, что перед вами настоящий BMW, пусть и немного другой эпохи.
Audi Q3 Sportback
Двигатель: 1,5 л, 160 л. с.
Топливо: бензин
Привод: передний
Коробка: робот
Цена: 4 178 000
Напоследок — кое-что с изюминкой. Audi Q3 Sportback — это купе-кроссовер на базе популярного внедорожника. Места в салоне хватает, даже трое взрослых сзади разместятся без драм, пусть и без особого простора по высоте. Да, багажник стал чуть меньше, зато внешний вид с покатой крышей и фирменными линиями кузова компенсирует все с лихвой. Неудивительно, что эта модель быстро стала любимицей девушек.
Но не стоит обольщаться названием: Sport тут весьма условный. Коробка S tronic ловко щелкает передачи, но 160 л. с. явно маловато. Впрочем, в городском ритме этого хватает с головой. А куда вам спешить?