Главная причина, почему тебе вообще стоит читать этот текст, заключается в том, что электрические «Смарты» приедут в Россию. И произойдет это, скорее всего, уже в следующем году. А значит, есть шанс, что однажды и ты испытаешь все те же удовольствия, к которым приобщились мы во время его теста в более теплых и солнечных странах.

Чтобы испытать новые ощущения, тебе, вероятно, даже не придется такой Smart покупать. Готовы поспорить, что электрические машинки со временем придут в каршеринг наряду с бензиновыми, которые работают там уже сейчас. О, нам известно, как много людей зарегистрировалось в системе только для того, чтобы покататься на «Смартах»… Что, и ты тоже? Тогда знай: Smart электрический достоин двойной дозы твоего любопытства.
Ну а если ты никогда не ездил на обычном «Смарте», то мы сначала расскажем, что это за наркотик, на который люди подсаживаются, а порой и пересаживаются из более крупных и комфортных машин.
«Бешеная табуретка» кажется игрушкой только снаружи — внутри ощущаешь себя в полноценной машине. Довольно жесткой, юркой и весьма резвой, но не то чтобы тесной, ущербной или опасной. К тому же Smart не опаснее любой современной машины — спасибо силовой клетке Tridion из высокопрочной стали и пяти подушкам безопасности в базовой комплектации (одна из них — для коленей водителя). Да и вообще, к безопасности в бытовом смысле, скорее, относятся система стабилизации (она умеет даже компенсировать боковой ветер и тоже входит в стандартное оборудование) и датчик давления в шинах. Но если воображение все равно возвращает тебя к лобовым столкновениям, как в кассовых роликах YouTube, имей в виду: пусть капот и коротенький, мотора под ним нет. Так что все это — исключительно твое жизненное пространство при аварии.
Двигатели у «Смартов» сзади. И ведущие колеса тоже. И своим вертлявым характером Fortwo отчасти обязан заднему приводу. Отчасти — потому что его невероятную маневренность в первую очередь гарантируют длина в 2695 мм и колесная база в 1873 мм (для сравнения: те же параметры у Kia Rio — 4400 и 2600 мм). Радиус разворота — всего 6,95 м! Припарковаться можно хоть в ноздре Николая Валуева, а развернуться в один прием — там, где еле разъедутся два гироскутера.
Безопасный, стильный, маневренный, экономичный, даже в меру комфортный. И вместительный: за рулем легко устроится даже двухметровый водитель (проверено!), а в багажник влезут два «кабинных» чемодана. Но в чем подвох? Должны же быть у Fortwo хоть какие-то недостатки помимо его принципиальной двухместности?
Они есть! Первый — цена. То, что Smart маленький, не значит, что он дешевый. За самый простой Fortwo с 71-сильным мотором и 5-ступенчатой «механикой» придется отдать 790 тысяч, а если не хочешь видеть в своей машине педаль сцепления, готовь еще 112 572 рубля за роботизированную трансмиссию с двумя сцеплениями.
Вот это и есть второй недостаток «Смарта». Хотя трансмиссия twinamic намного лучше прежних примитивных «роботов» с одним сцеплением, она конструктивно уступает в комфорте классическому автомату или вариатору. Резкий старт, дерготня в медленных пробках… Приспособиться можно. Миллионы людей ездят с коробками передач схожей конструкции (например, знаменитой DSG на «Шкодах» и «Фольксвагенах») и ни о чем не переживают. Но однажды их картина мира пошатнется. Нам уже приходилось пересаживаться из «Гольфа» с DSG в электрический — обратно не захотелось. Ну а теперь пришла очередь «Смарта».
Внешне Fortwo Electric Drive практически не отличается от бензиновой версии. Только подкрасться он может незаметно: шуршание шин и едва слышный свист электромотора — вот и все, что «электроник» издает на ходу.
Мощность электродвигателя — 82 л.с. Бензиновый трехцилиндровый турбомотор может иметь 71 или 90 л.с., а в версии Brabus — все 109. Но ни в каком исполнении он не выдаст 160 Нм крутящего момента сразу же, по первому нажатию педали. Электрический Fortwo выстреливает с места и ускоряется с малых скоростей, будто на оттянутой резинке.
На узких улочках Тулузы в день теста у пешеходов были очень большие глаза. Пропустишь кого-нибудь на зебре, а потом внезапно улетаешь вдаль на двухместной букашке так, будто ее втянули пылесосом, — и совершенно бесшумно!
Как огромный бонус: полное отсутствие всяческих рывков, заминок и переключений, ведь коробка передач электрическому «Смарту» не нужна, достаточно одноступенчатого редуктора.
Да, на больших оборотах тяга электромотора неизбежно падает, и до 100 км/ч электрический Fortwo добирается за 11,5 с. И это все равно почти тот же результат, что у самой мощной версии Brabus! Ну а на скоростях до 80 км/ч жаловаться вообще не на что!
И кто бы мог подумать, что перевод Smart Fortwo с бензиновой тяги на электрическую превратит его в настоящий driver’s car! Самое тяжелое, что есть в этом электрокубике — литиевая батарея под полом. Получается, центр тяжести «Смарта» со штепселем заметно ниже, чем у обычного. Да ведь это маленькая Tesla! Он удивительно устойчив в поворотах и держится на дуге как намагниченный. Порхает как пчела (или как там было?)…
А надолго ли хватит батареи? По паспорту — на 160 км. Максимальную скорость даже ограничили электроникой на отметке 130 км/ч (поверь, больше не надо!), чтобы увеличить этот пробег. В реальных условиях выяснилось, что индикатор запаса хода работает довольно точно, а если не отказывать себе в веселых стартах, климат-контроле и музыке, на полностью заряженной батарее можно проехать чуть больше 100 км.
Мало? Вообще-то не очень. Для городской машинки это означает, что заряжаться каждый день не придется. Вспомни, лет пятнадцать назад ты включал телефон в розетку раз в неделю, если не забывал. А сегодня заряжаешь свой смартфон чаще раза в день. Ну и что, хотел бы вернуться к тому «Эрикссону»?
Инженеры Smart утверждают, что средний дневной пробег жителя Германии — 35 км. Известно также, что 80% немецких автомобилистов проезжают менее 50 км в день. Ну что ж, с немецкой инфраструктурой городских зарядных станций действительно все выглядит безоблачно.
Но что вызывает такой энтузиазм нашего автомобильного редактора? Особенно если учесть, что а) он живет за городом, в 35 км от уютной редакции MAXIM, б) ни одной зарядной станции на нашей улице нет, пусть это и центр, и в) правительство России, в отличие от немецкого, не субсидирует покупку электромобиля в размере нескольких тысяч евро.
Вот его аргументы. От обычной розетки в гараже Smart может зарядиться на 80% за 6 часов (кстати, гарантия на батарею — 100 000 км или 8 лет). Нет гаража? В Подмосковье арендовать его рядом с домом намного проще, чем в Москве. И дешевле: аренда стоит раза в три меньше, чем в месяц уходит на бензин. Парковка для электромобилей бесплатная, а значит, Smart может не только занять то последнее местечко прямо напротив дверей офиса, куда не поместился очередной пятиметровый седан, но и парковаться там за спасибо не то что круглые сутки — круглый год!
Эти преимущества очевидны уже сегодня, а через несколько лет, когда зарядных станций будет намного больше (готовы спорить на проездной в метро!), а парковочных мест, возможно, даже меньше, Smart Electric Drive станет таким же выбором продвинутого горожанина, как и айфон. Конечно, если он в принципе захочет иметь автомобиль.