Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Почему иллюминаторы в самолетах и на кораблях всегда округлые

А вы знали, что до 1950-х годов окна в самолетах были квадратными? Но… что же вдруг случилось потом? Сейчас расскажем.

11 июля 20244
Почему иллюминаторы в самолетах и на кораблях всегда округлые | Источник: Getty Images
Источник:
Getty Images

Иллюминатором называется круглое или овальное окно в корпусе самолета или корабля — как правило, герметичное. Когда самолеты летали гораздо медленнее и ниже, чем сейчас, окна делали квадратными — так проще и в некотором смысле как-то привычнее.

Затем авиалайнеры постепенно поднимались все выше и выше — чтобы сократить расходы на топливо, поскольку с набором высоты уменьшается сопротивление. Однако, когда самолет набирает высоту, давление снаружи падает быстрее, чем внутри, поэтому его корпус расширяется.

Это приводит к тому, что в материале корпуса возникает напряжение, которое постоянно растет и может достигнуть предела — когда фюзеляж начнет разрушаться. После двух громких авиакатастроф в 1954 году инженеры провели ряд испытаний и обнаружили, что до 70% нагрузки на фюзеляж самолета в ходе полета приходится на острые углы иллюминатора.

Источник: Unsplash
Источник:

Unsplash

Напряжение концентрируется в углах прямоугольника — пока однажды не приводит к разрушению конструкции. Вот так и появились круглые иллюминаторы — такая форма обеспечивает равномерное распределение давления и помогает избежать ущерба, вызванного чрезмерной концентрацией нагрузки.

Круглое — и округлое тоже! — отверстие меньше ослабляет конструкцию, в которой оно проделано. А еще их проще было делать, поскольку раньше рамы иллюминаторов изготавливали из литых латунных заготовок обработкой на токарных станках.

С тех пор авиаперелеты стали намного безопаснее — тем более после изобретения реактивных двигателей. И точно из таких же соображений инженеры выбрали круглую форму для иллюминатора корабля. Тут все просто: нет углов — нет точек концентрации напряжений. А еще это красиво!

Комментарии4
под именем
  • Круглые иллюминаторы на кораблях появились раньше 1954 года, когда об ослабляющем воздействии на конструкцию квадратных иллюминаторов узнали авиационные инженеры. Получается, авиаконструкторы и кораблестроители друг с другом не общаются?
  • Спасибо
  • У Кометы были прямоугольные окна. Они поразбивались практически все. Именно из-ща проблем с прочностью фюзеляжа.
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения