С 1 ноября 2025 года в России планируется реформа утилизационного сбора, подготовленная Минпромторгом. Пока это законопроект, который должен вступить в силу этой осенью, но уже сейчас известно, какие изменения он принесет.
Как рассчитывается утильсбор
Раньше коэффициент зависел от типа, массы, возраста машины и объема двигателя. Базовая ставка при этом оставалась неизменной: 20 тысяч рублей для легковушек и 150 тысяч для грузовиков, автобусов и прицепов.
Кто платит и когда
Если коротко, почти все, кто ввозит или производит автомобили. Но нюансов хватает.
Во-первых, утильсбор платят импортеры, то есть компании и физлица, которые завозят машины из-за рубежа. Причем не важно, новая это машина или с пробегом: государство хочет быть уверено, что, когда она отслужит свое, ее смогут правильно утилизировать.
Во-вторых, сбор обязаны платить автопроизводители внутри страны, но только за те машины, на которые они не берут на себя обязательства по утилизации. Многие крупные бренды подписывают специальные соглашения с государством, где обязуются принимать старые автомобили обратно и перерабатывать их. В таком случае утильсбор не взимается.
А вот если вы просто покупатель, переживать не о чем: при покупке новой машины сбор уже включен в цену. То есть фактически платит производитель или импортер, но по сути — каждый из нас, когда покупает автомобиль.
Если автомобиль ввозится для личного пользования, а не для продажи, утильсбор все равно платить придется. Исключений нет.
Разница только в том, кто именно его платит. Когда машину ввозит компания, она делает это от своего имени и закладывает сумму сбора в цену. А если вы ввозите автомобиль как частное лицо, утильсбор оплачиваете вы сами (или через посредников), обычно на этапе таможенного оформления.
Хорошая новость в том, что платить нужно только один раз за весь срок жизни автомобиля. Если сбор уже был внесен прежним собственником, повторно его не взимают.
А можно ли просто купить машину и не задумываться об этом сборе? Увы, нет. Без оплаты утильсбора автомобиль попросту нельзя поставить на учет в ГИБДД, а значит, и эксплуатировать.
Как посчитать и оплатить
Формула простая: утильсбор = базовая ставка × коэффициент.
Иногда в расчет добавляют таможенную пошлину, НДС и акциз, если при ввозе автомобиля эти суммы были уплачены не полностью. Тогда в дело вступает Минпромторг: разница между реальной оплатой и положенной суммой берется из его перечня. Если всё оплачено корректно, доплаты не потребуются.
Для физических лиц действует и льготный порядок.
3400 рублей — за новый автомобиль;
5200 рублей — за авто старше трех лет.
Какой утильсбор сейчас
Размер «утиля» рассчитывается с использованием коэффициентов. В 2025 году до ввода новых правил они следующие.
Электро/последовательный гибрид:
автомобили до 3 лет — 0,17
автомобили старше 3 лет — 0,26
До 1000 куб. см:
автомобили до 3 лет — 0,17
автомобили старше 3 лет — 0,26
От 1000 до 2000 куб. см:
автомобили до 3 лет — 0,17
автомобили старше 3 лет — 0,26
От 2000 до 3000 куб. см:
автомобили до 3 лет — 0,17
автомобили старше 3 лет — 0,26
От 3000 до 3500 куб. см:
автомобили до 3 лет — 107,67
автомобили старше 3 лет — 164,84
Более 3500 куб. см:
автомобили до 3 лет —137,11
автомобили старше 3 лет — 180,24
Какой утильсбор будет с 1 ноября
В настоящий момент законопроект находится на этапе рассмотрения, поэтому конкретной даты начала действия новых правил нет, есть только предположения.
Изменения коснутся правила расчета суммы сбора: теперь в расчет будет приниматься не только объем, но и мощность двигателя, а именно, все автомобили мощностью свыше 160 л. с. больше не будут подпадать под льготную ставку. Если нововведения будут приняты, собственники авто мощностью от 161 л. с. и выше будут вместо 3400 платить более 150 тыс. рублей, а если машина старше 3 лет, более 383 тысяч вместо прежних 5200 рублей.
При этом все машины с мощностью меньше 160 л. с. не пострадают: утилизационный сбор для таких авто будет составлять 3400 и 5200 рублей в зависимости от возраста. Хотя это не отменяет возможной корректировки цен на них из-за изменения спроса.
Дело в том, что машин до 160 л. с. на рынке мало. Кроме российской LADA, «льготные» машины можно буквально пересчитать по пальцам — это касается и автомобилей в салонах, и частного импорта, когда покупатели сами везут автомобили с пробегом из Европы и Азии.
Стоит отметить, что утилизационный сбор в любом случае будет расти, даже если новые правила будут отклонены при рассмотрении законопроекта. Еще в сентябре 2024 года Постановлением правительства были определены параметры ежегодной индексации утилизационного сбора каждый год в течение ближайших 5 лет.
Например, для новых машин с объемом двигателя до 1 «кубиков» к 2030 году коэффициент вырастет с 9,01 до 15,84. Если налог теперь будет зависеть от мощности, рост будет еще более заметным.
Какие модели не подорожают
Также мы собрали 10 машин, утильсбор на которые не изменится. Учтите, что мы брали цены за новые машины актуального поколения с учетом всевозможных выгод. Стоимость за наличный расчет может быть выше.
Audi A3 L — цены от 3 744 000 рублей;
Hyundai Elantra — цены от 2 194 000 рублей;
Mazda 3 — цены от 2 657 000 рублей;
Omoda C5 — цены от 1 511 930 рублей;
Kia Seltos — цены от 2 330 000 рублей;
Kia Ceed — цены от 2 960 000 рублей;
Kia Sportage — цены от 3 350 000 рублей;
Chevrolet Monza — цены от 1 960 000 рублей;
Geely Emgrand — цены от 1 525 993 рублей.
Какие модели подорожают
К сожалению, подорожание может коснуться многих любимых российскими автолюбителями авто. Но важно помнить, что одна и та же модель может предлагаться с разными моторами и разной мощностью. Поэтому на какие-то версии цена вырастет, а на какие-то может остаться прежней.
Skoda Kodiaq (2 л., 190 л. с.,) — утильсбор вырастет до 794 000 рублей;
Volkswagen Tiguan (2,0 л, 201 л. с.) — утильсбор вырастет до 794 000 рублей;
Geely Monjaro (2 л., 238 л. с.,) — утильсбор вырастет до 842 000 рублей;
Hyundai Palisade (2,5 л, 281 л. с.) — утильсбор вырастет до 2 184 000 рублей;
Audi Q5 (2 л., 245 л. с.,) — утильсбор вырастет до 842 000 рублей;
BMW X3 (2,0 л, 252 л. с.) — утильсбор вырастет до 952 000 рублей;
BMW X5 (3 л., 352 л. с.,) — утильсбор вырастет до 842 000 рублей;
Toyota RAV4 (2,5 л, 205 л. с.) — утильсбор вырастет до 1 970 000 рублей;
Toyota Land Cruiser 300 (3,4 л., 415 л. с.,) — утильсбор вырастет до 2 974 000 рублей;
Lixiang L6 (1,5 л, 408 л. с.) — утильсбор вырастет до 1 800 000 рублей.
А вы уже успели купить себе автомобиль?