От редакции. Степан Гордеев — создатель главного сериального хита прошлых новогодних каникул, «Волшебного участка». В этом году история про героического Леху и его друга Гнома-матершинника вышла на второй сезон, а MaxinOnline поговорил с Гордеевым про мужское. Можно ли оставаться ребенком как можно дольше, зачем нам всем Иван-дурак и для чего нужна критика.
Этот материал — . Переходите на страницу и голосуйте за понравившиеся тексты.
Как вам фраза «будь мужиком»?
Мое личное мнение, конечно, но это все придумано и навязано обществом. Действительности, особенно нынешней, эти все фразы не соответствуют. Мне кажется, что не важно, кто ты по половой принадлежности. Важнее, кто ты по характеру.
К примеру, я подкаблучник и все бразды правления в семье отдал жене. Очень этим горжусь.
Но это общество, с ним понятно. А как быть с ситуациями, когда тебе тяжело, но сам себе говоришь «будь мужиком». И преодолеваешь трудности? Нужна же какая-то короткая фраза, которая даст дополнительные силы.
Мне 43 года, к этому возрасту я придумал себе очень короткую формулу, как раз то, о чем вы говорите. Она вообще из одного слова состоит: «Вопреки».
Я его всегда говорю, когда мне кажется, что нужно чего-то добиться, но это может не получиться или есть большие препятствия. Тогда все равно надо сделать, но вопреки всему.
Для меня лично это очень хорошая фраза, потому что многим для выполнения какой-то задачи нужны определенные условия. И я про обычные вещи: похудеть, выучить новый язык, написать сценарий, снять кино. Люди ждут для этого особых обстоятельств.
А я стараюсь их не ждать. Просто говорю себе, что если сейчас вообще все против того, чтобы я что-то написал или снял — так прикольнее. Сделать вопреки всему. Вот у меня такая личная мотивация.
На съемочной площадке царит маскулинность?
Может, для кого-то покажется странным, но нет. На киноплощадке всегда есть, куда, как и где выпустить пар. У актеров в том числе для этого специальные вагончики, где можно спокойно и безопасно обматерить режиссера. Да и в целом между актером и режиссером столько людей, что злость особо не держится.
За всю жизнь я один раз накричал на кого-то на площадке и потом очень переживал по этому поводу.
Работа в кино очень тяжелая, близка по сложности к строителям, на мой взгляд. А режиссер — прораб, который их гоняет, заставляя работать эти смены по 12-16 часов. Иногда в нечеловеческих условиях: в поле, по морозу или слякоти. Ты весь в говне по колено, караван с теплым чаем в километрах от тебя. И надо просто делать свою работу, не срываясь.
В кино очень часто приходят люди из самых разных профессий. Я говорю про художников, реквизиторов, костюмеров. И им вместе с нами приходится весь этот стресс терпеть. Многие выдерживают не больше пары дней, оставшиеся отличаются безумной закалкой и нечеловеческим терпением.
Кричать на таких людей нет никакого смысла. Добрые, хорошие взаимоотношения всегда лучше каких-либо криков или давление. Конечно, у меня не так много еще было самостоятельных проектов, но кричал, повторюсь, только один раз.
От кого идет этот вайб площадки? Кто отвечает за атмосферу?
Опять же, по-разному. Но чаще всего, конечно, основной дирижер эмоционального настроения площадки — это второй режиссер. На мой взгляд, самая тяжелая профессия на свете. Я сам работал вторым режиссером и понимаю, насколько многое зависит от него. По сути это дирижер. Грубо говоря, режиссер шепчет второму режиссеру, что надо сделать, а тот как тамада на свадьбе выходит и руководит этим.
Это очень чуткая профессия. Хорошие вторые режиссеры подбадривают, придумывают какие-то разные ивенты на площадке.
Были у меня и отрицательные примеры, когда второй режиссер ходил с кислой рожей и покрикивал на всех. От этого вся площадка нервничала и переживала.
Конечно, я понимаю, что все поглядывают на режиссера, в каком там он настроении. Но стараются не лезть. Когда я стал режиссером, понял, что это правильно. В этой работе постоянно тратится очень много сил просто на то, чтобы с каждым поздороваться и улыбнуться.
Я всегда приезжаю раньше всех на смену, со всеми здороваюсь, приветствую, но этот маленький ритуал отнимает у меня 30% всей энергии, которую я как будто бы должен потратить на что-то другое.
Неужели большое количество мужчин-актеров (и не только) в стрессовых условиях съемок не приводит к конфликтам?
Ну что вы, интеллигентные люди работают. Один раз только на моих глазах актеры повздорили, из-за ерунды причем. Андрей Добровольский, здоровенный мужик, чемпион по пауэрлифтингу, в жаркий съемочный день на время перерыва между съемками ходил без майки. В целом, все сделал правильно, потому что иначе бы его сценическая одежда промокла, пришлось бы сушить.
Короче, он ходил с голым торсом, но не для демонстрации себя, а по необходимости. И другому актеру это не понравилось. Начали что-то выяснять, наверное, могли подраться, но их успокоили.
В остальных случаях никогда актеры не проявляли желания друг друга задавить маскулинностью.
А кто авторитетнее: режиссер, у которого третий проект, или актер, но у которого количество проектов стремится к нескольким десяткам?
Слава богу, в нашем кинематографе нет борьбы авторитетов. Даже самого-самого именитого актера можно убедить в своих идеях, если разговаривать с ним. Татьяна Анатольевна Догилева, Филипп Олегович Янковский, Паша Деревянко — большие артисты! Но со всеми было очень комфортно работать, никакого превосходства они ни разу не показывали.
Может быть, я так выбираю актеров, чтобы избегать подобных конфликтов. Но пока со всеми душа в душу.
***
Кто был вашим героем детства?
«Крокодил» Данди. Могу назвать, наверное, его своим кумиром, пусть он и не очень был популярным. Ну и конечно, Рэмбо, ван Дамм, Джеки Чан. Я из этого поколения, вырос на них.
Как вы считаете, персонаж Лехи из «Волшебного участка» воспринимается зрителями как тот самый настоящий мужик? Может быть героем?
Да и в этом была наша ставка на Леху, он должен быть народным героем. Да, Иван по уму дурак, он долго не думает — предпочитает действовать. Поэтому за ним и тянутся люди, он для меня вообще квинтэссенция такого чего-то простого русского. Чуть-чуть пацанского, чуть-чуть мужского.
Он не умудренный годами мужчина, который устал от жизни. Он юн и внутри у него самое главное качество, которое мы использовали в сериале — простое человеческое любопытство.
Леха попадает в незнакомое место, Волшебный участок, и ему все становится любопытно. То потрогать, это попробовать. За счет этого любопытства мы зрителю заодно и рассказываем, что у нас происходит. Мне кажется, любопытство — это хорошее мужское качество, полезное.
Чем Леха отличается от Коляна из «Реальных пацанов»?
Честно говоря, не видел целиком ни одной серии «Реальных пацанов». Только куски, и в них Коля Наумов для меня выглядит странно. В нашем проекте у него, на мой взгляд, совсем другой образ.
Образ Ивана-дурака как национального героя и самого понятного мужчины страны, на ваш взгляд, хорошая история?
Думаю, скорее, да. Это образ мужчины, как большого 40-летнего ребенка. В целом, если брать людей моего возраста, с которыми я общаюсь, у них то же самое. Да и я в себе вижу то же самое. До сих пор не могу просто осознать свой статус, свой возраст. Я застрял где-то в своих 25 годах.
Мне часто хочется, чтобы не было никакой ответственности взрослого, а можно было дальше в компьютер играть. И мне кажется, так все мужчины в целом устроены. В душе каждому 25, даже если по паспорту 50, а то и 60. Всегда есть эта вторая личность.
У меня много друзей со времен игры в КВН. Некоторые из них стали директорами крупных компаний. И они жутко мне завидуют, потому что я остался в творческой профессии, пока кто-то ездит по России и решает сложнейшие вопросы, к примеру, в области геологии. И этот серьезный дядька, когда расслабляется и перестает быть директором компании со штатом несколько тысяч человек, мне говорит: «Ты единственный из всех нас, кто до сих пор хулиганит, а ему за это еще и платят».
Так что Иван-дурак есть в каждом мужике.
И как, часто ваши друзья выпускают его наружу?
В последнее время я почти ни с кем не встречаюсь, к сожалению. Но когда случается, вижу, что им с каждым годом все тяжелее переключаться от одного к другому. Взрослая жизнь затягивает.
Если мы в общем чате бывшей команды КВН обсуждаем какие-то вещи, я могу написать совершенно любую придурь и меня поймут. А если кто-то из них напишет такую же придурь, сначала будет пауза, а только потом осознание, что это прикол.
Взрослость, мужская ответственность затягивает. Меня она пугает, я всячески пытаюсь избежать ее и очень рад тому, что могу быть идиотом. Опять же, мне за это деньги платят.
В чем проявляется ваше мальчишество?
Мой маленький хулиганский поступок последнего времени — отказаться от машины в пользу велосипеда. Даже зимой попробовал ездить впервые в этом году.
Это какой-то ультра модный крепкий и легкий велик?
Это самый обычный велик, который я купил, поспорив с одним продюсером, что похудею на 37 кг за полгода. Я весил 107 кг, мы поспорили на 1 млн рублей, что к 1 января мой вес будет 70 кг. Осталось около 5.
Мощно. И по шкале самых легких миллионов рублей это будет на каком месте?
Это было тяжело. В возрасте худеть очень тяжело. Думал, что это будет легко, но оказалось очень тяжело. Бассейн, спортзал, велосипед вот подключился.
Пришлось меньше пить пива. Очень сильно меньше пить пива. И есть меньше. Но это интересно, я очень увлекся процессом. Изучил все, посчитал калории. Наконец понял, что там делают все эти КБЖУ.
Вы азартный человек?
В плане споров — нет, история с похудением единичная. Но вот эта фраза «вопреки» делает меня азартным. Я люблю сложные проекты. Когда работал режиссером монтажа, меня вдохновляли ситуации, где все снято, но получилось не очень, и нужно из этого сделать конфету.
Для кого-то это может показаться сложной задачей: актеры сыграли, что уже невозможно переснять. Но есть миллион разных хитростей монтажа: что-то вырезать, где-то дать реплику, пока герой стоит спиной. Сделать из плохого проекта хороший одним монтажом — это же круто.
С похудением в каком-то смысле тоже не вопрос денег. Я подумал, что это тяжело, но люди постоянно худеют. И мне кажется, вот этот азарт — самое крутое мужское качество.
Моя жена меня в этом никогда не понимала, почему мне постоянно надо найти путь посложнее.
Вам нравятся драки?
Так получилось, что меня часто воспринимают как режиссера экшена, но я ужасно это ненавижу. Мне не интересны все эти каскадерские дела. Это необходимая часть, аттракцион, понятно. Ничего не знаю про драки, дрался, два раза, дай бог, в шестом классе.
И скорее избегу ситуаций, где драка возможно. Я не особо здоровый мужик, у меня метр шестьдесят восемь. Мне выбирать не приходится. Если будет драка, я лучше убегу.
***
Вас хвалил BadComedian…
Да, но вообще я сто раз говорил, что его жуткий-жуткий фанат. Знаю, что его наши киношники все время недолюбливают. Но считаю, что он под соусом смешного балагана, на самом деле, пытается разобрать произведение серьезно, по косточкам, основательно, для того, чтобы понять, какие в нем есть ошибки.
Считаю то, что он делает, большим трудом. Более того, я в какой-то степени под влиянием его иногда работаю, кажется. То есть, снимаю сцену и думаю, а что на это потом скажет Женя уважаемый. Это шутка, конечно. Просто Евгений для меня некий ориентир и художник красных линий, за которые нельзя переходить, чтобы не сделать совсем плохо.
Как у вас вообще отношение с критикой и с критиками?
Она меня, конечно, задевает. Мне очень больно слышать такие вещи. Больнее всего, когда критика на самом деле по делу. И не важно кто, режиссер, сценарист или еще кто-то совершил ошибку, к сожалению, ответственность чувствую всегда я.
С другой стороны, для меня это важный этап осознания. Я сейчас понял, что нужно эту критику принять, переварить, и дальше, когда начинаешь что-то делать, вспоминать об этом чувстве. Чтобы опять эту ошибку не совершить.
То есть мне, на самом деле, это неприятно, но с другой стороны это необходимый для меня процесс. Потому что если я буду закрывать глаза на критику, читать только лестные отзывы, то скорее всего, буду с каждым годом делать всё плохо.
Мне все это больно, но в какой-то момент стало немножко даже приятно.
Весьма извращенные предпочтения.
Я обожаю отрицательные отзывы, обожаю их находить. Я прочитал все комментарии на ютубе, на торрентах даже прочитал. Знаю все претензии к себе: какие-то принял, какие-то на стадии принятия. Но считаю, что это необходимо для любого режиссера. Уметь рассказывать истории и уметь профессионально принимать критику.
Вы сами людей критикуете легко?
Точно могу сказать, что я, к сожалению, не сдерживаю критики. Критикую часто, критикую много, очень критикую всех своих коллег, потом все время раскаиваюсь, что не надо было делать. Да, критикую даже там, где, может быть, надо было бы помолчать.
Я критикую свою жену. К примеру, сейчас она пишет сценарий, и я постоянно его критикую. Иногда эта критика доводит ее до слез. Но я ничего не могу с этим поделать.
Это сказывается на ваших отношениях? Не с женой, она простит. С коллегами.
Да, конечно. Сказывается постоянно. В нашей сфере есть два полюса: либо жесткая критика, либо воспевание. Второй подход, честно говоря, я просто ненавижу. Считаю, что он вредит больше, чем моя критика. Хотя думаю, что многие меня за это недолюбливают.
К 40 годам я понял, что нельзя быть хорошим для всех, это тоже нужно принять. У любого человека есть люди, которые ему не нравятся. Такие люди должны существовать. Должен у вас быть кто-то, кто вам не нравится. И вот я предоставляю людям такую возможность.
Это служит каким-то дополнительным стимулом не косячить? Потому что вы понимаете, что если где-то оступитесь, все обиженные по делу или не очень люди начнут плевать, бить палками и насмехаться над вами?
Да, это очень сильно давит. Потому что я знаю, что они ждут, когда я споткнусь и сделаю что-то не так. Вообще я начал заниматься режиссурой спустя 12 лет после окончания мастерской. На курсе меня хвалили, я был неплох, но после выпуска очень долго не начинал снимать именно из-за страха, что провалюсь и сделаю что-то не так.
Я и сейчас боюсь. Это сейчас у меня в карьере режиссера пока более-менее успешные картины. Но умом я понимаю, глядя на опыт других режиссеров, что где-то за углом меня ждет неудача. Сердцем пока это принять не удалось.
Мат. Что он дает ва и вашим проектам?
Я из очень ортодоксальной и православной академической семьи, где даже слово «жопа» было табуировано. Всю свою жизнь я мат практически не использовал, только последние лет пять что-то переключилось. Я понял, что мат — это эмоциональный громоотвод для человека. Он помогает выпустить пар и передать эмоцию тому, кто ругается. И точно определяет состояние говорящего для того, что его слушает.
Поэтому сейчас я искренне считаю что нельзя мату закрывать двери в кино и театре. Не имею в виду, что всем резко надо начать материться. Но если взрослый человек смотрит на взрослое произведение, то все имеют право выбора. Актеры — выбирают материться или нет. Зрители выбирают — слушать или нет.
Мы показываем кровавые убийства в кино, но запрещаем мат — я этого не понимаю.
