Прорваться на футбол
В 1973 году Немецкий футбольный союз не допускал размещения рекламы на форме игроков, вообще никакой, не только алкоголя. Но глава компании Jägermeister Гюнтер Маст пошел другим путем — он предложил футбольному клубу «Айнтрахт» из Брауншвейга просто… заменить льва на эмблеме команды на оленя с крестом на лбу — знаменитым символом ликера. Команда колебалась недолго. Президент клуба Эрнст Фрике вспоминал: «Когда собравшиеся узнали, сколько Гюнтер собирается инвестировать, они были готовы разместить на футболке целый зоопарк».
Новый логотип подали на утверждение в Немецкий футбольный союз, и чиновники его, естественно, запретили. Но команда и Гюнтер Маст к такому повороту были готовы. Они подали в суд, который в итоге разрешил использование нового логотипа, но размером не более 14 см в диаметре. И да, перед игрой судьи с рулеткой в руках измеряли эмблемы на форме игроков.
По поводу этого скандала в немецкой прессе вышло более 1000 публикаций. Спортивные журналы публиковали фото с игр, закрывая эмблемы на форме игроков «Айнтрахт» черными квадратами, чтобы не делать бесплатной рекламы Jägermeister. Что, конечно, только подогревало интерес к ситуации.
А кончилось все тем, что уже осенью того же 1973 года Немецкий футбольный союз сдался и разрешил размещать рекламу на форме. Правда, за исключением безусловного зла — табачных компаний и политических партий.
Роковая женщина
В 2000 году реклама пива Kronenbourg 1664 в Великобритании показала мужчин, которые вроде бы засматриваются на женщину и случайно бьют коллегу киркой по голове, хватаются за оголенные провода, отрубают себе пальцы и даже выкатываются на проезжую часть на инвалидной коляске.
Непосредственно в кадре этих ужасов, конечно, не было: камера уходила за миг до предполагаемого инцидента. А в финале ролика «Femme Fatale» выяснялось, что внимание героев приковывала не красавица, а стоящий перед ней бокал холодного пива. Реклама вызвала более 60 жалоб, но все они были отклонены. Откровенно шокирующих кадров не показывали, так что придраться было не к чему.
Впрочем, с тех пор взгляды британских властей поменялись. В 2019 году они запретили ролик с рекламой виски Macallan, в котором мужчина прыгает со скалы и летит вниз, а перед самой землей отращивает крылья и круто взмывает вверх. Сам напиток в сюжете не фигурировал. С точки зрения регулятора, реклама имела безответственный характер и несла «опасную пропаганду рискованного поведения».
Утопить конкурентов в сиропе
В 2019 году в рекламе пива Bud Light постоянный персонаж, средневековый монарх Bud Light, получает гигантскую бочку кукурузного сиропа. Король в недоумении, ведь при производстве пива их марки такой ингредиент не используют. И тогда он решает отдать бочку конкурентам — Coors Light и Miller Lite.
В итоге уже в реальной жизни MillerCoors подала в суд на Bud за попытку нанести ущерб деловой репутации. Кроме того, она опубликовала полностраничную рекламу в The New York Times, объясняя, почему кукурузный сироп — «нормальная часть процесса пивоварения, которая даже не попадает в вашу банку». Это правда: в пиво что только не добавляют.
Возможно, если бы MillerCoors не пыталась оправдываться, история вышла бы не такой яркой.
В формате детского питания
В 2024 году в польской прессе поднялся шум. Водка и ликеры под брендом Woodoo Monkey поступили в продажу в ярких мягких упаковках, делающих их похожими на детское фруктовое пюре. Название бренда содержало отсылку к польскому слову małpka — обезьянка. Так в Польше называют маленькую бутылку в 100 или 200 мл.
Формат и оформление упаковки не противоречили законам, но вызвали бурю негодования в парламенте Польши. Депутаты называли Woodoo Monkey «злом в чистом виде». Подразумевалось, что она делает водку привлекательной для детей и позволяет употреблять ее в общественных местах, не привлекая внимания. И «обезьянок», конечно, запретили.
Средний палец и монашка
В 2011 году в рекламных роликах виски Wild Turkey, размещенных в соцсетях, был использован жест, демонстрирующий средний палец. Более того, под основным роликом были превью других, с участием монашки и резиновой секс-куклы. Правда, на самом деле они не открывались: при наведении курсора появлялись всплывающие сообщения «Эй, приятель, ну это уже перебор» и «Мы сняли этот ролик, но наши юристы не разрешают показывать его вам». Защищаясь, Wild Turkey заявила, что средний палец в силу постоянной демонстрации давно утратил оскорбительное значение, а ссылки на фальшивые ролики — юмористический ход. Реклама все же была запрещена по этическим соображениям, зато среди поклонников бренда Wild Turkey этот банальный неприличный жест получил статус фирменного.