Самый быстрый автомобиль марки Lada — спортивная Vesta, на которой команда Lada Sport Rosneft выступает в классе «туринг» в шоссейно-кольцевых гонках. И у этой Lada Vesta гораздо больше общего с серийным автомобилем, чем можно подумать.

Чемпионская Lada Vesta: автомобиль, который обгоняет в классе «Туринг» на шоссейно-кольцевых гонках Audi S3, Subaru BRZ и всех остальных
Чемпионская Lada Vesta — автомобиль, который обгоняет в классе «туринг» на шоссейно-кольцевых гонках Audi S3, Subaru BRZ и всех остальных

Рассказать об автомобиле, на котором заводские гонщики «АвтоВАЗа» уделывают соперников на подготовленных Audi S3 и Subaru BRZ, мы попросили Михаила Михайловича Девеля, менеджера, отвечающего за класс «туринг» в команде Lada Sport Rosneft. А потом записали его рассказ своими словами, чтобы это было понятно даже гуманитариям, двоечникам и двоечникам-гуманитариям.

(Кстати, вот материал про Lada Vesta SW Cross: «Лада», у которой все хорошо.)

Михаил Михайлович Девель слывет человеком суровым и ведет команду Lada к победе железной рукой. И в ежовой рукавице. Но нам про машину объяснил все очень понятно.
Михаил Михайлович Девель слывет человеком суровым и ведет команду Lada к победе железной рукой в ежовой рукавице. Но нам про машину объяснил все очень понятно

Начнем с того, что туринговая Vesta построена по очень жестким стандартам, чтобы иметь право участвовать в международных гонках в классе TCR (Touring Car Racing). К машине прилагается стопка бумаг высотой примерно сантиметров сорок. В техническом регламенте зануднейшим образом описаны требования к каждой детали. Обговаривается все, вплоть до мелочей: какое должно быть сиденье, какие кронштейны сиденья, какие педали, какой руль.

В основе самой быстрой в мире «Весты» серийный кузов — но с каркасом безопасности и аэродинамическим обвесом.
В основе самой быстрой в мире «Весты» — серийный кузов. Тут даже фары и зеркала стоят родные

Кузов спортивная Vesta имеет серийный, но усиленный каркасом безопасности и дополненный аэродинамическим обвесом. Двигатель тоже серийный, хотя и доработанный. Но не от «Весты», а от Renault — правила позволяют использовать моторы других марок, входящих с тобой в один концерн. Так что гоночная Lada получила движок от Renault Megan III с рабочим объемом 1,8 л и турбонаддувом. У основных соперников двухлитровые агрегаты, так что этот пришлось заряжать как следует. В результате он получился горячим во всех смыслах: и в плане температур, и в плане мощности — 370 л. с. Его ресурса хватает на весь год, только турбину в середине сезона обычно меняют, и то на всякий случай. 

Да, и есть куча нюансов по настройкам: слишком много мощности снимать тоже нельзя. Дело в том, что в TCR заложена идея уравнивания шансов на победу, чтобы борьба зависела только от мастерства пилотов и отчасти — от настроек подвески. Например, как и все автомобили в классе «туринг», спортивная Vesta должна вместе с водителем весить 1265 кг. Однако в сезоне 2021 года международная комиссия  добавила «Вестам» по 40 кг балласта — они считаются быстрыми машинами. Так что на гонках этого года Lada выступала с массой 1305 кг. А Audi — с массой 1275 кг. И Lada с все равно обгоняет соперников. Вот, например, чемпионом в шоссейно-кольцевых гонках в этом году стал Кирилл Ладыгин из команды  Lada Sport Rosneft. (И уже не в первый раз. Читай: «LADA Sport ROSNEFT — чемпионы Российской серии кольцевых гонок».)

Фото №1 - Самая быстрая Lada в мире: сколько стоит, как едет и из чего сделана
На стартовой решетке: последние секунды перед стартом в последней, решающей гонке сезона

Максимальная скорость, которую туринговая Vesta развивает на автодроме в Сочи, составляет 247 км/ч. Мотор позволяет выдать и больше, а вот коробка передач — нет. Ее нельзя менять в течение сезона, так что настройки подбирают средние, дающие оптимальную динамику на разных трассах. Кстати, этой коробки хватает на всю серию гонок в течение года, хотя ее, конечно, регулярно проверяют и обслуживают.

Старт последней шоссейно-кольцевой гонки сезона 2021 года в классах «туринг» и «супер-продакшн». Сочинский автодром

По подвеске — в принципе, ничего космического. Сзади регламент позволяет ставить двухрычажную конструкцию, не более того. Настраивают заднюю подвеску под индивидуальные предпочтения пилотов и под каждую трассу. У передней подвески меняют настройки. Ну и, понятно, на машине спортивные тормоза, выхлоп прямоточный, с прицелом на то, чтобы максимум потока газов шел на турбину. А ближе к концу выхлопа по правилам обязательно должен стоять катализатор. Тоже спортивный, но обязательно. Покрышки у всех автомобилей в классе должны быть одинаковые. В России это слики от Yokogama, на 18-дюймовых дисках.

«Весты» на пит-лейне. Про пит-стоп слышал? Вот с пит-лейна на него и заезжают
«Весты» на пит-лейне. Про пит-стоп слышал? Вот с пит-лейна на него и заезжают

Ну и, наконец, цена. Ты не поверишь, но она тоже определена регламентом. Сейчас это 135 000 евро за полностью подготовленный автомобиль. И это очень мало, до введения последних правил цена машины в «туринге» легко переваливала за миллион евро.