Почему самолеты стреляют прямо через пропеллер и не падают

Как это возможно без магии?

Бывают такие интересные вопросы, ответы на которые ты хочешь получить лишь в строго ограниченном временном промежутке. Допустим, сидишь ты в кинотеатре, смотришь условный «Пёрл-Харбор» и думаешь: что за фигня? Самолет стреляет из пушек прямо через собственный пропеллер и ни один снаряд не попадает в винт. Это как вообще?

Но фильм заканчивается. Ты забываешь про этот отнюдь не праздный вопрос, так и не узнав правды. Но ничего, зачем еще нужен MAXIM, если не объяснять все, что тебя интересует?

Итак, стрельба через пропеллер. Чтобы решить этот ребус, придется заглянуть лет на сто с хвостиком назад. Первая мировая война стала первым масштабным конфликтом, в котором активно участвовала авиация. Правда, поначалу у самолетов было весьма ограниченное применение. В основном их использовали для разведки.

Встречаясь же в воздухе, пилоты противоборствующих сторон могли лишь посылать друг другу ругательства и плевки, ну или показывать факи. Так и было до тех пор, пока кто-то особенно смекалистый не догадался взять на борт пистолет. Потом кто-то совсем уж кровожадный захватил с собой ручной пулемет, и пошло-поехало…

Ролан Гаррос — человек и теннисный турнир

Пилоты быстро поняли: попасть во врага, что называется, с руки, очень трудно, почти невозможно. При этом технологии того времени еще не позволяли разместить пулеметы в крыльях: не были отработаны системы дистанционного управления. Логичнее вести огонь из курсовых пулеметов, расположенных рядом с кокпитом на одной оси движения с самолетом. Но так пули, прежде чем попасть во врага, в щепы разнесут пропеллер, закончив бой на первой же очереди. Как быть? Что делать?

Винт с отсекателями конструкции Гарроса. Таким он достался немцам

Решение придумал французский летчик Ролан Гарро (у нас его чаще называют Ролан Гаррос; теннисный турнир во Франции, кстати, назван в его честь). Он снабдил пропеллер мощными металлическими отражателями, попадая в которые пули рикошетили в сторону. Получилось! Конечно, часть боеприпасов расходовалась вхолостую, да и сам пропеллер стал намного тяжелее. Тем не менее эффект от нововведения стал виден сразу: самолет сразу превратился в самолет-истребитель.

Но недолго музыка играла. Во время одного боевого вылета самолет Ролана, подбитый с земли, приземлился на вражеской территории. Летчик попал в плен, а уникальный пропеллер с отражателями — в руки Антона Фоккера — голландского инженера, работавшего на немцев. Известный авиаконструктор и сам уже разрабатывал систему для ведения огня через пропеллер. Осмотрев конструкцию Гарроса, он понял, что его синхронизатор — гораздо более изощренное приспособление.

Вот он, синхронизатор Фоккера. Посмотри на правую часть рисунка. У диска, который вращался на одной оси с пропеллером, есть выступ-кулачок. Именно этот кулачок один раз за вращение нажимал на кнопку, блокируя гашетку пулемета. Один оборот — один выстрел. Теперь понятно?

Фоккер не стал надеяться на отражатель, он сконструировал изящный и эффективный кулачковый механизм, который один раз за вращение «выключал» гашетку при прохождении пропеллера в определенной точке. Синхронизатор требовал точной настройки уже будучи установленным на самолет, но стал примером для всеобщего подражания и полностью изменил правила воздушного боя. 

Если еще остались вопросы — взгляни на это видео. С отметки 40 секунд понятно, как работает кулачок синхронизатора.

Комментарии

39
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Познавательно
  • Неделю назад смотрел фильм про Вторую мировую войну, и как раз задумался об этом- почему пули не простреливают винты?! Вот оказывается как. Спасибо за информацию.
  • неужели это ещё кто то не знал?что ничего не читаем и не смотрим?значит пора и про булки рассказывать,что они не на деревьях растут.
  • Вы все перепутали - это 1 раз за оборот происходит выстрел, а не блокировка. Иначе, если блокировка 1 раз за оборот, выстрел разнесет вторую лопасть, которая не защищена блокировкой. Почитайте википедию что ли)
  • Спасибо,было очень интересно