«Парень он, конечно, неплохой…» Что не так с Льюисом Хэмилтоном и его чемпионскими титулами

Размышления о том, как Льюис Хэмилтон повторил рекорд Шумахера, став семикратным чемпионом «Формулы-1».

В минувший уикенд на Гран-при Турции творилась настоящая история. На скользкой даже без дождя трассе «Истанбул парк» британец Льюис Хэмилтон из Mercedes-AMG выиграл свой рекордный 94-й Большой приз и сравнялся по количеству чемпионских титулов с Михаэлем Шумахером. Теперь у обоих по семь штук.

Учитывая, что карьера Шуми давно закончена, не возникает никаких сомнений в том, что уже через год Льюис станет восьмикратным, затем девятикратным и так далее чемпионом. Остановить его в процессе коллекционировании чемпионских званий могут только инопланетяне или он сам. Но последнее точно не случится, Хэмилтон просто не такой человек. 

Карьера Льюиса превратилась в коллекционирование призов и рекордов

Кажется, нам повезло живьем наблюдать за карьерой одного из величайших атлетов в истории. Не только в истории автогонок, но и в масштабе мирового спорта. Ведь рекорды Льюиса по победам, поул-позишн, титулам — это действительно грандиозно.

Вот только величие Хэмилтона, в котором, естественно, не сомневаются его преданные фанаты, многие ставят под сомнение. В том числе и в Великобритании. Почему?

Давайте сразу обозначим один важный момент. В «Формулу-1» попадают (за редчайшим исключением) действительно только лучшие из лучших. В мире тысячи, а то и десятки тысяч профессиональных гонщиков, но мест в чемпионате всего два десятка. Очутиться здесь — это не просто выиграть в лотерею. Стать пилотом F1 — значит пройти сложнейший путь в картинге и младших «Формулах»: задавить талантом и скоростью всех сверстников и только потом, при должном везении и наличии крутых спонсоров, выйти в высшую лигу.

Но и на самом верху, пусть не сразу, но с течением времени происходит разделение на условных середняков и топов. Последние чуть быстрее, чуть умнее, чуть удачливее первых. А иногда — это уж совсем редко — и среди топов возникает суперзвезда, талант поколения, в тени которого исчезают все остальные.

Таких уникумов в истории F1 едва ли наберется даже с десяток. Это Фанхио, которому не было равных в 1950-х, и Кларк, чью великую карьеру лишь смерть ограничила всего двумя титулами. В 70-х взошла звезда Лауды, его трехкратному чемпионству не помешала даже краткосрочная командировка на тот свет. Ну а 80-е — 90-е — эпоха великого противостояния Проста и Сенны. Едва ли не единственный раз в истории, когда два полубога сошлись в очном поединке. Им на смену пришел семикратный Шумахер, никогда не боявшийся лезть в драку. А вот дальше…

Дальше все сложно.  Четыре подряд чемпионских титула, в 2010–2014 годах, казалось, ознаменовали появление в F1 еще одного великого немца. Но, перейдя из Red Bull в Ferrari, Себастьян Феттель не смог повторить успех Шумахера, едва ли не единолично вернувшего «красных» на чемпионскую вершину.

Сегодня, когда карьера Феттеля стремится к закату, его четырехкратное чемпионство никому не кажется поводом для величия. «Слишком хорош был Red Bull…» — отмахиваются эксперты и болельщики. Но разве не то же самое на наших глазах происходит с Хэмилтоном и «Мерседесом»?

Льюис метеором ворвался в мир F1. В свой дебютный сезон 2007 года ему не хватило всего одного очка до титула. Но в 2008-м он уже стал чемпионом. Он был быстр. Чертовски быстр. А еще умен, расчетлив, терпелив. И уже тогда все сходились во мнении: парень пойдет далеко.

Но вторая половина нулевых, когда за победу на трассе реально претендовало минимум с полдюжины пилотов, а судьба чемпионского титула решалась на последнем Гран-при года, закончилась. Затем «Ред Булл» построил «самовозку» (пусть грубо, но не далеко от истины), которая принесла квартет титулов Феттелю. А дальше переход на гибридные двигатели окончательно похоронил интригу в F1 на долгие годы.

Случилось так, что Хэмилтон, предыдущие четыре года прозябавший на вторых ролях в McLaren, перешел в Mercedes, совершенно неожиданно получив в свое распоряжение лучшую машину чемпионата. Причем лучшую не на одну, а на две-три головы… 

Именно с 2014-го и начинается «эра величия» Льюиса. Его рекордные победы, титулы, лучшие круги — вот это все. Начиная с сезона-2014 Mercedes выиграл все без исключения чемпионские титулы. Только дважды за это время на вторую строчку по итогам сезона прорывался пилот другой команды (оба раза это был как раз Феттель на Ferrari). В любом случае его отрыв от Хэмилтона исчислялся десятками очков. То есть вечностью.

За эти семь сезонов Льюис лишь раз уступил чемпионство: в первенстве в 2016-м победу праздновал Нико Росберг, также выступавший за Mercedes. Но немец сразу после выигрыша титула заявил об уходе из F1. Соперничать с Хэмилтоном, имевшим в команде статус первого пилота, Нико не захотел.

Льюис привык к особому отношению и не любит, когда хоть кто-то встает на его пути, хоть в чем-то ему перечит. На место Росберга в «Мерседес» взяли покладистого финна Боттаса, который послушно исполняет роль верного оруженосца — прикрывает тылы Хэмилтона и не рвется вперед. 

Великий пилот — это ведь и большая личность. Так было со всеми полубогами F1, от Фанхио до Проста. Но здесь Хэмилтону похвастать нечем. Общается с публикой он заученными фразами, а время от времени возьмет да и ляпнет какую-то глупость. Однажды Льюис публично назвал свой родной Стивенидж трущобами, после чего долго оправдывался, утверждая, что его неправильно поняли. 

Зато Хэмилтон истерично поддерживает BLM-движение и авторитетно рассуждает, что массовое производство мяса в мире наносит непоправимый ущерб экологии. Только представьте, пилот гоночного автомобиля и владелец собственного реактивного самолета, а по совместительству еще и веган считает, что главная угроза природе исходит от коровьих лепешек… Что это если не рука-лицо? Наконец, переезд Хэмилтона в Швейцарию, а потом и в Монако с целью уклонения от налогов в родной Великобритании не добавляют ему популярности дома.  

Тотальное доминирование «Мерседеса» - это не проблема Льюиса, это беда всей современной «Формулы-1». Когда-нибудь гоночные историки назовут период доминирования «серебряных стрел» самым унылым периодом в летописи чемпионата. Понимают это примерно все.

Хэмилтон, бесспорно, отличный гонщик. Наверное, лучший в мире за последние 10-15 лет. Но, чтобы считаться величайшим пилотом всех времен и народов, все же мало переписать книгу рекордов, семь последних лет выступая на абсолютно лучшем автомобиле.

Комментарии

6
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Вот они, диванные аналитики!!! Льюис не виноват, что выступает на лучшей машине, он сделал этот выбор сам! Чтобы финишировать первым, сначала нужно финишировать! Побеждает лучший гонщик на лучшей машине. Завидуйте молча! А заученными фразами говорит, потому что в Европе процветает политкорректность и толерастия! Плюс контрактные обязательства.
  • Даже интересно, сколько гонок за жизнь посмотрел автор?
  • Автор, вы абсолютно некомпетентны в вопросе. Росберг с Хэмилтоном были абсолютно на равных условиях без разделения на пилота №1 и №2, что приводило к авариям и сходам в гонках, так же как и с Алонсо, Баттоном, хотя с последним жестких инцидентов не было. И последним двум между прочим чемпионам мира, опытным и талантливым пилотам по сравнению с собой на тот момент, составил очень сильную конкуренцию, это я про ваше у него лучшая машина и нелепый текст про то, что он там сказал в поддержу BLM-движение, хотя и в этом вопросе, вы тоже некомпетентны.