Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как правильно просить прощения у кого угодно

Воспользуйся алгоритмом идеального извинения, который вывели ученые.

5

Итак, ты облажался. Мы не спрашиваем, что это было: забыл про день рождения младшего брата, не позвал друга на вечеринку, протирал ноутбук котом своей девушки, а кот наябедничал или — о нет! — назвал Варвару Петровну из бухгалтерии гадюкой, а она, гадюка, услышала.

Как правильно просить прощения у кого угодно

Ты, конечно, можешь, делать вид, что ничего не произошло, и ждать, пока расположение, дружба, секс и подписанные в бухгалтерии договоры вернутся в твою жизнь сами собой… Но лучше извиниться, причем не абы как, а по науке!

В журнале «Ведение переговоров и управление конфликтами» ученые опубликовали шесть ключевых аргументов, которые делают извинение действенным.

Выражение сожаления

Правильно: «Мне так жаль, что я протирал ноутбук Барсиком!»

Неправильно: «Мне так жаль, что ты увидела, как я протираю Барсиком ноутбук».

Объяснение того, что ты сделал неправильно

Правильно: «Мне следовало подумать, что Барсик такой же член семьи (далее неразборчиво)».

Неправильно: «Мне следовало подумать, что этот мерзавец может прокусить мне палец».

Декларация о покаянии

Правильно: «Я больше никогда так не буду делать!»

Неправильно: «Барсик еще пожалеет, что отказался протирать собой ноутбук!»

Предложение ремонта

Правильно: «Хочешь, я куплю Барсику „Вискас“ с лобстером?»

Неправильно: «Да ладно, он уже и так был потрепанный. Давай я куплю тебе нового. А еще лучше — Xbox!»

Просьба о прощении

Правильно: «Прости меня!»

Неправильно: все остальные слова.

Ученые пошли дальше и попросили группу волонтеров протестировать извинения. Часть использовала все ключевые аргументы, другие — несколько и в разных сочетаниях. Самой работающей парой оказались «Объяснение того, что ты сделал неправильно» + «Предложение ремонта». Наименее эффективными были те, кто просто просил прощения.

Психологически это работает так: предложение ремонта — действий, направленных на урегулирование ситуации, — переносит фокус внимания с отрицательного момента на положительный, тогда как обычной просьбой об извинении ты фиксируешь внимание на своем проступке.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения