Грузинско-российско-южноосетинский конфликт не был, строго говоря, грандиозной демонстрацией мощи и точности оружия XXI века. Со всех сторон воевали чем придется, и наряду с усовершенствованными машинами в бой шли и разнокалиберные одышливые старички, выползшие прямиком из недр советской эпохи. В этой подборке мы собрали самых заметных участников августовской войны 2008 года — ставших, к немалому огорчению широкой мировой общественности, настоящими звездами того сезона.

Боевая машина пехоты БМП-2

Артиллерия

8 августа на экранах телевизоров появляется картинка со стреляющими по Осетии реактивными системами залпового огня «Град». Такие РСЗО были на вооружении Советской Армии и поставлялись нашим союзникам — странам Варшавского Договора. В СНГ они и сегодня стоят на вооружении, только российские; например, боевые машины БМ-21 системы 9К51 «Град» монтируются на шасси трехосного полноприводного автомобиля «Урал», а грузинские установки — на четырехосном шасси «Taтрa».

РСЗО «Град» на  шасси «Taтрa»

РСЗО «Град» на шасси «Taтрa»

Дело в том, что они были куплены в Чехии, когда та начала перевооружаться по стандарту НАТО и распродавать запасы советского оружия. Автомобильные шасси разные, но сама боевая часть одна и та же. Поэтому сказать, что грузинские «Грады» в чем-то лучше российских или, скажем, украинских БМ-21, было бы некоторым преувеличением (кстати, одинаковая техника стреляла с той и другой стороны постоянно, например зенитный комплекс «Стрела-10»).

Зенитный комплекс «Стрела-10»

Зенитныйкомплекс«Стрела-10»

Но вот новых реактивных снарядов для этих самых РСЗО «Град» грузинам никто не продавал, в то время как у Вооруженных сил России они имеются. Грузинская армия стреляла старыми осколочно-фугасными ракетами 9М22, 9М22У и 9М28Ф с дальностью полета 15–20 километров и массой боевой части 18–21 килограмм. Сравнительно новые российские снаряды 9М521 и 9М522 летят на 40 километров и несут 25 килограммов взрывчатки. «Град» не пушка: он лупит по площадям, и отклонение разрыва от точки прицеливания метров в триста считается для него нормальным. Но точность новых российских снарядов все же много выше, чем у старых 9М22.

Буксируемые гаубицы у грузин тоже были — 122-мм орудия Д-30. Они засветились в репортажах первого дня войны с грузинской стороны, а потом мелькали и в российских новостях – помнишь брошенные колонны грузовиков с чем-то под чехлом на прицепе? Это они и были — Д-30. Во время обстрела Цхинвала именно гаубицы причинили наибольшие разрушения. Осколочно-фугасный снаряд «Града» пробьет стену панельного дома, оставив в ней аккуратное отверстие, а потом взрыватель с замедлителем подорвет боевую часть внутри комнаты, выбив окна и превратив всю мебель в труху, а людей — в фарш. Но четырьмя тысячами мелких осколков, сопоставимых по убойной силе с автоматной пулей калибра 5,45, дом не разрушить. При разрыве «градовской» ракеты на улице с домом и вовсе ничего не случится, а на мостовой даже воронки не останется, только на площади около 50 квадратных метров посечет все живое. Иное дело – артиллерийский снаряд: попадание гаубичной «болванки» калибра 122 мм просто выносит стену дома. Чаще всего не одну только стену. Впрочем, Д-30 достались грузинам еще от Советской Армии, потому они же есть и в арсенале Южноосетинских вооруженных сил, и у нас. Сравнивать тут нечего.

Гаубица Д-30

Гаубица Д-30

Из числа самоходных гаубиц, коих в Грузии имеется несколько разновидностей: советские 122-мм 2С1 «Гвоздика» и 152-мм 2С3М «Акация», чешская 152-мм SPH-77 Dana, — обнаружились в этой войне именно последние. Оно и понятно, «Дан» было больше всего в грузинской армии — 35 штук. Эта артиллерийская установка смонтирована на восьмиколесном автомобильном шасси «Татра-815» – необычное решение, поскольку в те годы тяжелые самоходные пушки ставили обычно на гусеницы. Выпускалась «Дана» в Чехии с 1981 года.

152-мм самоходная  гаубица «Дана»

152-мм самоходная гаубица «Дана»

Из числа задействованного Россией и осетинами вооружения ей можно противопоставить 152-мм САУ 2С3 «Акация» – машины этого типа имелись и в составе российской 58-й общевойсковой армии, и у осетин. «Акация» была разработана в Свердловске ОКБ-9 завода им. М. И. Калинина еще в конце 60-х годов прошлого века. Ее серийное производство развернули в 1970 году на предприятии УЗТМ, а сегодня она считается уже несколько старомодным, но очень надежным оружием.

Гаубица 2С3М «Акация»

Гаубица2С3М «Акация»

В разряде «артиллерия» у Южной Осетии и Абхазии числились еще 100-мм зенитные орудия КС-19М2 — невообразимая древность, снятая с вооружения еще в бывшем СССР. Эти пушки выпускались с 1948 по 1956 год, и дожили они до нынешней войны лишь потому, что после списания из армии их еще в советские времена передали во многие южные республики для мирных целей – сбрасывать горные лавины и расстреливать градовые облака. Однако кое-какую боевую ценность КС-19М2 все же еще имеют, уже не как зенитные орудия, а для стрельбы по наземным целям. Такая возможность была заложена конструкторами изначально: дальность стрельбы при этом достигает 20 километров, и можно использовать в достатке хранящиеся на складах старые 100-мм выстрелы от пушек БС-3 и Д-10. Абхазы предполагали стрелять из бывших зениток по грузинским десантным силам, буде таковые объявятся вблизи берегов Сухуми.

Флот

10 августа из порта Новороссийска вышла группировка кораблей Черноморского флота России в составе флагманского крейсера «Цезарь Куников»...

БДК «Цезарь Куников»

БДК «Цезарь Куников»

...двух больших десантных кораблей (БДК) с боевой техникой на борту, в охранении ракетных катеров типа «Мираж...

Ракетный катер «Мираж»

Ракетныйкатер «Мираж»

...и взяла курс на Сухуми.

На перехват кораблей из Поти вышли грузинские быстроходные катера, которые в 18 часов 39 минут были обнаружены нашей радиолокационной разведкой. Когда катера приблизились на опасное расстояние, с флагманского корабля поступил приказ на поражение целей. «Мираж» утопил один грузинский катер и повредил второй, выпустив по ним противокорабельные ракеты «Малахит». По всей видимости, это были катера проекта 1400М «Гриф» и 205П «Георгий Торели».

1400М «Гриф»

1400М «Гриф»

Катер проекта 205П

Катер проекта 205П

Еще один грузинский катер («Тбилиси») был позднее подорван российским десантом в Поти.

Катер «Тбилиси»

Катер «Тбилиси»

Бронетехника

Настоящей «звездой» августовского конфликта стал танк Т-72. Машины этого типа в различных модификациях были у всех воюющих сторон. Для повышения боевых качеств танка грузины провели модернизацию Т-72 ранних и потому наиболее устаревших моделей: Т-72А (1979) и его экспортного варианта Т-72М1 (1982). «Эмки» попали на Кавказ опять же из Чехии. Более современные Т-72Б (1985) не подвергались переделкам и разъезжали в первозданном виде. Модернизацией Т-72 занималась по контракту израильская фирма Elbit System. В ходе доработок были установлены тепловизоры у наводчика и командира, навигационные системы GPS, советские радиостанции заменены натовскими. Снаружи получившиеся в результате этой работы Т-72Sim-1 отличались новым комплексом навесной динамической защиты, называемой в народе еще «активной броней». Это такие характерные «коробочки», по всему танку рассыпанные. В каждой небольшой заряд взрывчатки, подрываемый при попадании кумулятивного снаряда и сбивающий его опасный для танковой брони прожигающий факел.

Танк Т-72-Sim1

Танк Т-72-Sim1

Из-за того что эти танки оснащены тепловизорами, с башни убрали инфракрасный прожектор Л-4А, а на его место справа от пушки установили еще несколько блоков «активной брони». Кроме того, у грузин на вооружении состоял десяток БМП-1У «Шквал», которые им поставила Украина.

Российские танки, задействованныне в конфликте, тоже не все были последним словом военной техники: 42-я гвардейская мотострелковая дивизия имела на вооружении музейные танки Т-62 (1961 год начала производства) и Т-62М (1983 год). 42-я дивизия дислоцируется в Чечне, где выполняет специфические задачи, не требующие применения новой техники.

Танк Т-62

Танк Т-62

Впрочем, не надо думать, что вся российская «броня» в этой войне была устаревшей – на отснятых корреспондентами фотографиях и в видеосюжетах мелькают танки Т-72Б и БМ, новейшие бронеавтомобили «Водник» и «Тигр», модернизированные САУ «Акация», бронетранспортеры БТР-80 с дополнительным бронированием и противокумулятивными экранами типа тех, что внедрили по результатам вторжения в Ирак американцы.

Бронетранспортер БТР-80

БронетранспортерБТР-80

Что касается боевых машин пехоты, то БМП-1 и БМП-2 использовали все: и грузины, и русские, и осетины. Именно БМП встретили первый удар грузинской армии в Цхинвале. Эти же гусеничные машины стали «визитной карточкой» чеченского батальона «Восток» из состава 42-й гвардейской дивизии.

На вооружении грузинской армии состояли не только такие же, как и в армии российской, БТР-80, но еще и легкие разведывательные и дозорные бронеавтомобили Otokar Cobra турецкого производства. Перед войной Грузией были закуплены 100 «Кобр» на общую сумму 39 миллионов долларов США.

Бронеавтомобиль Otokar Cobra

БронеавтомобильOtokar Cobra

Некоторым аналогом этих машин в российской армии можно считать ГАЗ-3937 «Водник».

Бронеавтомобиль  «Водник»

Бронеавтомобиль «Водник»

Авиация

Если помнишь, в последние недели перед атакой на Цхинвал регулярно приходили сообщения о сбитых над Осетией грузинских беспилотных самолетах-разведчиках БПЛА. Грузинского в них, впрочем, только деньги налогоплательщиков, а сами эти самолетики произведены в Израиле и относятся к типам Hermes-450 и Skylark.

Израильский беспилотный разведчик Hermes-450

Израильскийбеспилотный разведчикHermes-450

Израильский беспилотный разведчик Skylark

Израильский беспилотныйразведчик Skylark

Всей авиационной промышленности в Грузии – один построенный во времена Союза Тбилисский авиационный завод, выпускавший штурмовики Су-25 УБ и Су-25 КМ. Работал завод весьма своеобразно, так сказать, «с элементами кавказского характера». Здесь, казалось, не действовали авиапромовские нормативы и акты — производство носило сезонный характер, поскольку к осени многие рабочие удалялись заниматься своими виноградниками и виноделием. Общим местом было отсутствие взаимозаменяемости самолетных агрегатов, отступления от технологии и самовольные «улучшения». Нарушались обводы крыла и оперения, «волнами» гуляла клепка, в полете слетали фонари кабин… Во время Афганской войны на заводе стоял целый полк самолетов — полсотни Су-25 УБ.

Су-25 УБ

Су-25 УБ

К ним летчики отказывались даже подходить, поскольку на взлете те стремились опрокинуться на спину — во время сборки крыла нарушалась технология, и консоли делались не в стапеле, а «на коленке», из-за чего возникала нештатная крутка крыла. Оборудование в отсеках порой монтировалось так, что извлечь отдельные блоки можно было разве что при помощи зубила. Тем не менее союзная политика требовала сохранять промышленность в каждой республике, ну и сохраняли… Только в августе 2008-го российские летчики на Су-25 нанесли бомбоштурмовой удар по строившему некогда их самолеты заводу. Возможно, не без мстительного удовольствия. Грузины, кстати, отыгрались, когда был сбит наш Ту-22 МР.

Ту-22 МР

Ту-22 МР

Впрочем, среди грузинских «сушек» есть и более-менее вменяемые Cу-25 КМ «Скорпион», модернизированные все той же израильской фирмой Elbit System. Благодаря установке новых электронных систем они получили возможность действовать ночью и в сложных метеоусловиях, превосходя по этим параметрам аналогичные машины 4-й армии российских ВВС.

Су-25 КМ  «Скорпион»

Су-25 КМ «Скорпион»

Однако наши Су-25 тоже вполне успешно штурмовали цели на территории Грузии. Так же достойно показали себя наши вертолеты Ми-24.

Российский  Ми-24

Российский Ми-24

Осетинская авиация серьезного участия в войне не принимала — несколько вертолетов Ми-8 и не могли бы как-то повлиять на события.

Ми-8МТ

Ми-8МТ

А вот абхазы довольно интенсивно использовали имеющиеся в их распоряжении силы. Силы эти не больно велики: в основном приспособленные для выполнения боевых задач чешские учебные реактивные самолеты Aero L-39 Albatros.

Aero L-39  Albatros  ВВС Абхазии

Aero L-39 Albatros ВВС Абхазии

«Альбатросы» служили основной «летающей партой» всех советских летных училищ, купить их в постперестроечные времена можно было очень дешево, а в пилотировании машина доступна любому недоучившемуся курсанту. Опытный же летчик и в таком самолетике может нанести врагу серьезный ущерб. Под крылья L-39 абхазы подвешивали блоки реактивных неуправляемых снарядов или пару ракет и этот груз сбрасывали на головы грузинских солдат в Кодорском ущелье.