О спорт, ты — цирк: краткая история реслинга

Знал ли ты, например, что русские борцы участвовали в боях еще с тридцатых годов?

О спорт, ты — цирк: краткая история реслинга

В качестве развлечения публики поединки практиковались в разных странах, но далеко не все превратились (или деградировали — тут кому что ближе) в сообщество мускулистых (и не очень) клоунов, занимающихся реслингом (professional wrestling).

Возможно, дело в том, что своим появлением реслинг, или «профессиональный реслинг», как его гордо именуют сами реслеры (видимо, считая спортивную борьбу непрофессиональной), обязан самому настоящему цирку-шапито. Да-да, с клоунами, фокусниками, акробатами, дрессированными обезьянками и дрессированными борцами.

Точной даты возникновения реслинга нет, но мероприятия с участием борцов, в чьих именах присутствовали эпитеты «Костолом», «Пожиратель стали» или «Альпийский бык», стали упоминаться во французской прессе начала XIX века. Зрителям предлагалось вызвать такого борца на поединок, а в случае победы обещался денежный приз. Впрочем, те схватки были скорее боями без правил.

Ситуация изменилась ближе к середине XIX века, когда отставной французский солдат Жан Эксбрайя (Jean Exbrayat), переквалифицировавшийся в шоумены, предложил бороться по правилам, которые запрещали удары кулаком, удары ниже пояса и ограничивали участие ног. Он назвал свое изобретение «борьбой ладонями» (lutte à mains plates) и использовал на потеху посетителей выступлений собственной труппы борцов, а выступали они и в цирках.

Стиль быстро набрал популярность. Сначала его закономерно называли «французской борьбой», потом «классической», а благодаря итальянскому борцу Базилио Бартолетти (Basilio Bartoletti) основным стало название «греко-римская борьба».

К концу XIX века цирковое развлечение уже превратилось в популярный спорт, который старательно пытался отмежеваться от своего предка, прославившегося договорными поединками и крылатой обидной фразой «по гамбургскому счету».

Да, у реслинга и греко-римской борьбы общий предок. Вот такая семейная драма.

Тут отвлечемся, поскольку как раз спортивная часть нам неинтересна, и посмотрим, что происходит на соседнем туманном острове.

С 70-х годов XIX века благодаря Джей Джи Чемберсу (J. G. Chambers) в Великобритании получил распространение так называемый «кэтч» (Catch wrestling) или «захват». Название происходило от фразы «catch as catch can» и применительно к борьбе означало возможность любого захвата. Островитянам было не очень интересно смотреть борьбу, названную в честь французов, поэтому им предложили патриотичный местный вариант — смесь приемов ирландских и британских народных единоборств. Ирландские и британские народные единоборства подозрительно напоминали японские джиу-джитсу и дзюдо, индийскую кушти и все ту же французскую борьбу. Впрочем, публика была довольна. Одним из принципиальных отличий кэтча от французской борьбы была возможность болевого удержания и выкручивания суставов.

Многие захваты и удержания перекочевали в современный реслинг именно из кэтча.

О спорт, ты — цирк: краткая история реслинга
Рестлеры в цирке «Шуманн». Германия, 1907 г.

В Соединенные Штаты кэтч и французскую борьбу привезли после Гражданской войны между Севером и Югом странствующие цирки и ярмарки.

В Мексике цирковая борьба тоже постепенно набирала популярность. Завезли ее в Мексику в 1863 году во время Французской интервенции, она же Франко-мексиканская война.

Изначально это была все та же французская борьба, но поскольку с французами отношения по понятным причинам с самого начала не заладились, то мексиканцы придумали свое название — «луча либре» (lucha libre), что переводится как «свободная схватка» или «свободный бой». Борцов луча либре называли лучадорами (luchador).

В начале XX века цирковая борьба из условного спорта постепенно превращалась в хореографический аттракцион. Конечно, были и те, кто боролся по-настоящему, но за организацию боев чаще отвечали хозяева цирков, кабаре и варьете, а туда публика приходила за шоу, а не за спортом.

Многие борцы совмещали настоящую борьбу и участие в развлекательных поединках. Невероятно популярный в те годы «Русский лев» Георг Гаккеншмидт (George Hackenschmidt), уроженец Дерпта (сейчас эстонский город Тарту), начав карьеру в греко-римской борьбе, завоевал известность по всему миру как силач и универсальный борец, участвуя и в кэтче.

В целях привлечения внимания публики появились женская борьба, борьба с оружием, удары стульями и другими предметами мебели, борьба в грязи. На арену или ринг выводили животных (в цирке это не было проблемой), а вдохновение антрепренеры черпали в описаниях гладиаторских боев.

В общем, еще немного — и цирки стали бы конкурировать с заседаниями отдельных парламентов, что, возможно, и послужило причиной запрета цирковой борьбы в Великобритании в конце 1930-х годов.

На другом континенте дела шли лучше, хотя и неидеально.

В США реслинг пережил обвал популярности в 1915—1920 годах, прежде всего из-за статей о постановочных боях (тут сказала свое слово набиравшая силу независимая журналистика) и ухода основных звезд на пенсию. Великая депрессия и Вторая мировая война хоть и не привели к исчезновению реслинга, но серьезно поубавили бюджет постановок. Теперь это были не бои на аренах «колизеев», а обычные цирковые или ярмарочные поединки. Впрочем, пусть и неофициальное, но признание постановочного характера боев позволило добавить драматизма: появились командные бои, приемы с «отвлеканием» рефери от нарушений на ринге, да и бои в грязи никто не отменял.

Сан-Франциско. Бой в грязи. 1937 г.

Встречались и борцы из России (во всяком случае, их так озвучивали для публики).

30-е годы. Бостон. Бой между Зариновым из России и Зонненбергом

Нью-Йорк. Бой между русскими борцами Манаговым и Калмыковым

После Второй мировой возвращавшиеся к мирной жизни американцы искали развлечений, а ветераны и иммигранты — любой подработки.

Почему бы и не борьба понарошку?

Постепенно реслинг в США вырабатывал общие правила, создавались федерации, профсоюзы. В 1948 году был создан Национальный альянс реслеров (National Wrestling Alliance (NWA)), организовывавший и рекламировавший бои.

Развитие телевидения очень удачно совпало с возрождением реслинга. В 1950-е годы на крупнейших телеканалах запускаются телешоу о реслерах. «Цирк» теперь могла смотреть сразу вся страна. Реслинг, изначально заточенный под узнаваемость борцов, «звездность» и зрелищность поединков, благодаря телевизору получил невероятную ранее популярность. Число реслеров стало исчисляться тысячами. Многие захотели свою минуту славы, пусть и в качестве проигравшего.

Одним из первых стало телешоу «Hollywood Wrestling», оно же «Wrestling From Hollywood», которое продержалось с 1947 по 1955 год

Рост в реслинге значения не имел

В Мексике в начале XX века дела шли не ахти. Революционная борьба с лихвой заменяла все остальные до появления на ринге Сальвадора Лютеррота Гонсалеса (Salvador Lutteroth González). Сальвадор в подростковом возрасте примкнул к революционерам и к 26 годам был уже Первым Капитаном (кстати, воевал он против Панчо Вильи, революционеры воевали и между собой), но брак заставил его оставить военную карьеру. Работа налоговым инспектором много денег, видимо, не приносила, и он стал подрабатывать приглашенным реслером на боях в Техасе. В 1933 году Сальвадор Лютеррот создал в Мексике продюсерский центр Empresa Mexicana de Lucha Libre (EMLL), который организовывал бои луча либре по всей стране.

В 1934 году был организован бой с борцом из США, который вышел на арену в кожаной маске, закрывавшей почти все лицо. Борьба в масках в США особым успехом не пользовалась, но в Мексике этот ход неожиданно стал невероятно популярным.

В 1942 году Лютеррот столкнулся с проблемой, о которой мечтали его коллеги по всему миру. Ни один из залов не был способен вместить желающих посмотреть поединки. Лютеррот деньгами, полученные в результате своевременного выигрыша в национальную лотерею (везучий был мексиканец), оплатил строительство Arena Coliseo, которая вмещала почти 9000 зрителей.

Именно в 1942 году на ринг вышел «Эль Санто» (El Santo), или «Святой». Борец в серебристой маске выступал сорок лет и большую часть своей карьеры скрывал свою внешность от поклонников, что только подогревало интерес.

Его сценический образ очень удачно лег на фольклорные представления о герое в маске, и Эль Санто фактически стал мексиканским Бэтменом и Суперменом в одном лице. Только это был реальный человек, который снял маску перед зрителями незадолго до своей смерти, в 1984 году. Об Эль Санто в Мексике было снято более 50 фильмов, а еще были книги, комиксы, игрушки и, конечно, маски.

Фрагмент из фильма 1962 года «Санто против женщины-вампира» (Santo vs las mujeres Vampiro)

С сороковых годов маска стала практически обязательным атрибутом борца луча либре.

В 1956 году Лютеррот построил Arena México, которая вмещала уже 16 500 зрителей. И опять не обошлось без выигрыша в лотерею.

Бой Эль Санто на Arena México в 1963 году

Телевидение и тут сыграло свою роль. Кроме того, началось активное сотрудничество с североамериканскими федерациями реслинга, что позволяло разнообразить состав борцов.

Кстати, бои луча либре долгое время были небезопасны. Несколько борцов погибли прямо на ринге.

Еще одной страной, где реслинг получил большую популярность, стала Япония. Вместе с американскими войсками в Японию приехали и американские развлечения. Японцы не стали придумывать свое название и взяли американское, поэтому в Японии реслинг называется… «пурорэсу» (puroresu).

Разгадка в том, что это сокращение от «пурофессёнару рэсурингу» — японского произношения фразы «professional wrestling».

Японская разновидность реслинга была больше сосредоточена на реалистичности боев и в России в 90-е годы была известна по шоу «Бушидо: Путь воина», выпускавшемуся японской федерацией реслинга — UWFi.

Реслинг своими волнами популярности, конечно, был обязан звездам. Тот реслинг, который мы знаем сегодня, известен благодаря нескольким людям, о которых стоит написать отдельно.

Рикидозан (Rikidozan)

Шестнадцатилетний кореец Ким Син-рак (Kim Sin-rak), оказавшись в Японии в 1940 году, решил связать свою карьеру с сумо. В связи с тем, что в Японии к корейцам относились не очень, он стал выступать под именем Мицухиро Момота (Mitsuhiro Momota), взяв фамилию усыновившей его семьи.

Спустя 10 лет Момота порвал с сумо, официально — по финансовым причинам. Возможно, его происхождение мешало находить удачные контракты в спорте, традиционном именно для японцев. Тут подвернулась возможность поучаствовать в боях против американского борца Бобби Брёнса (Bobby Bruns) в новом развлечении «пурорэсу». По сюжету американец был злодеем и сражался с могучим японским борцом Рикидозаном (этот псевдоним Момота взял еще будучи сумоистом). Понятное дело, что в гостевых матчах в США роли менялись, и злодеем выступал уже Рикидозан, но в Японии он был победителем американцев. В 1950-е годы в Японии театральность боев никого не смущала.

По легенде, ставить бои Рикидозану помогали знакомые японокорейцы, в том числе легендарные каратисты Масутацу Ояма (Ōyama Masutatsu, Mas Oyama) и Накамура Хидео (Nakamura Hideo).

Это поединок 1954 года. Рикидозана (в черном трико) против Масахико Кимуры, известного дзюдоиста, решившего поменять амплуа

В декабре 1963 года Рикидозан скончался от перитонита.

Соперник на ринге, вопреки предматчевым договоренностям, ударил Рикидозана в пах, а тот не стал сдерживать силу своих ударов (ударная техника у него была вполне хорошей, Рикидозан доходил до финалов соревнований сумо, и мы помним о тренировавших его приятелях). Нарушитель оказался членом якудзы, он выследил и ударил Рикидозана ножом в ночном клубе. И просто выкинул хулигана на улицу, не обратив внимания на рану. Увы. Геройский имидж сыграл против борца.

Такое смешение реальности и постановочных боев подстегнуло интерес к «пурорэсу».

Андре Рене Руссимов, он же Андре Гигант (André René Roussimoff, André the Giant)

Французский борец с болгарскими и польскими корнями. Сначала он боролся во Франции под псевдонимом «Великий Ферре» (Géant Ferré) — в честь народного героя. В Японии, а затем и в Канаде он выступал как «Монстр Руссимов» (Monster Roussimoff), а в США к нему уже окончательно прикрепилась кличка «Гигант» (André the Giant). При росте 2 метра 24 сантиметра и весе 240 килограммов это логично.

В 1976 году был организован бой Руссимова против Чака Вепнера (Chuck Wepner), профессионального боксера, годом ранее уступившего Мохаммеду Али. Бой закончился неожиданно для фанатов бокса. Руссимов выкинул Вепнера за пределы ринга. Эфир был приурочен к очередному бою Али, кстати.

Руссимов был не очень востребован в кинематографе, но благодаря стечению обстоятельств попал в два культовых фильма. В «Конане-разрушителе» он сыграл пробудившегося от сна бога Дагота.

Очень радуют его фотографии со съемок рядом с совсем не маленьким Шварценеггером (что по фотографии не скажешь).

О спорт, ты — цирк: краткая история реслинга

«Принцесса-невеста» в США примерно то же самое, что у нас «Формула любви», «Ирония судьбы» или «Служебный роман» — фильм, разобранный на цитаты. Руссимов там играет очень заметную роль.

Преимущественно Гигант блистал на ринге в рамках телевизионных проектов или в телешоу в роли самого себя.

Фанаты откопали его дебютное появление в 1967 году в итало-франко-немецком боевике «Casse tête chinois pour le judoka»/ «Die 7 Masken des Judoka».

Родди Пайпер (Roderick George Toombs, «Rowdy» Roddy Piper)

Он проторил дорожку в массовое кино благодаря вполне фактурной внешности и неплохим актерским навыкам и хоть суперзвездой не стал, но примелькался на экранах.

А здесь Родди можно увидеть в пропорции к Андре Гиганту.

Он снялся в главной роли в культовом фильме своего друга Джона Карпентера «Чужие среди нас» (They Live), трешевом фантастическом фильме «Ад в лягушачьем городе» (Hell Comes to Frogtown) и добром десятке других. Поработал с Билли Блэнксом (сегодня его скорее вспомнят благодаря аэробике тай-бо), Доном «Драконом» Уилсоном, Сонни Тибой и даже Чаком Норрисом.

Трейлер «Снова в бой»

Трейлер «Чужие среди нас»

Трейлер «Ад в лягушачьем городе»

Последние годы жизни Пайпер преимущественно занимался собственной федерацией реслинга в Портленде и выступал на различных телешоу.

Халк Хоган (Terry Ugene Bollea, Hulk Hogan)

Теренс Юджин Боллеа фактически — символ современного реслинга.

Именно с ним связывают золотое десятилетие 80-х, эпоху когда реслеры стали чем-то вроде звёзд рока. Теренс Боллеа, кстати, начинал басистом в рок-группе, в 1976 году бросил университет ради игры группе «Ruckus». Однако в том же году Терри решил попробовать себя в качестве реслера и это оказалось удачным решением.

На одном из региональных телешоу Теренс Боллеа оказался рядом с Лу Ферриньо, известным бодибилдером сыгравшим Халка (его версию после превращения) в телесериале «Невероятный Халк». Знакомые после эфира заметили, что Терри выглядел помассивней чем Лу и Боллеа стал выходить на бой под псевдонимом Терри «Халк» Боулдер (Валун).

В 1979 году обретается и вторая часть псевдонима. Бывший чемпион старейшей организации реслеров NWA Терри Фанк представил его главе альянса Винсенту Джей МакМэну. МакМэн впечатлённый физической формой и харизмой Боллеа предложил выпустить Терри в образе ирландца Хогана, правда, с условием перекрасить волосы в рыжий цвет. Терри к тому моменту уже берёг свои начавшие редеть волосы и сказал, что будет ирландцем-блондином.

Тот самый дебют «Хогана» в 1979 году:

Так и возник Халк Хоган. Характером Терри был похлеще Халка из комикса, однако его метания между лигами, телеканалами, странами и постоянные скандалы только добавляли популярности. А были ещё и роли в «Рокки 3», вторых «Гремлинах» и фантастической комедии «Коммандос из пригорода».

Ну и конечно реклама.

В конце 2000-х Халк Хоган ушёл в тень на несколько лет после череды скандалов.

Сначала был развод через суд, рейтинг новостей с которого наверное бил по просмотрам уже закрытое семейное реалити-шоу. Позже на одном сайте появилось видео, где Терри занимается сексом с чужой женой, а затем отпускает расистские комментарии в адрес чернокожего парня своей дочки.

Все лиги приостановили сотрудничество и сняли с продажи продукцию с его символикой, но Халк Хоган выиграл суд и получил от виновного в распространении этого ролика 31 миллион долларов. Сейчас лиги сменили гнев на милость, тем более, что среди приятелей Хогана афроамериканцев хватало и они сильно удивились обвинению именно в расизме. Хоган само собой не подарок, но расист? Халк Хоган лично извинился в эфире одной из телепрограмм и за слова и за поступок. Производители детских игрушек снова выпускают «Халка», но с таким послужным списком им стоило бы слегка дополнить конструкцию и продавать куклы уже для сексшопов.

Сам Терри радуется жизни, отсуженным миллионам и постит селфи с фанатами из собственного сувенирного магазина.

Виктор Зангиев (Zangief, Red Cyclone)

Пожалуй, самым известным из советских и российских спортсменов, участвовавших в реслинге, является Виктор Зангиев, который с 1989 по 1994 годы участвовал в «пуроресу» то под собственной фамилией, то под псевдонимом «Красный циклон» (Red Cyclone).

Правда, российским школьникам в те годы скорее был известен персонаж игры «Уличный боец II» (Street Fighter II) Zangief, созданный «по мотивам» настоящего борца.

Особенно веселил «народный» танец в компании с «Горбачёвым» в случае успешного прохождения игры за Зангиева.

Этот персонаж перекочевал и в последующие части игры и в мультсериал и в экранизацию с Ван Даммом в главной роли, где по непонятным причинам Зангиева сыграл Эндрю Брынярски (Andrew Bryniarski).

Видимо создатели побоялись, что Виктор Дзантемирович может настоять на изменении концовки в свою пользу, а народные танцы в исполнении Горбачёва в 1994 году уже были неактуальны.

А может это было неинтересно самому Зангиеву, который в отличие от многих своих соперников, был настоящим спортсменом и сейчас работает тренером по вольной борьбе.

Дуэйн «Рок» (Скала) Джонсон (Dwayne Douglas Johnson, The Rock)

Дуэйн Дуглас Джонсон — суперзвезда двухтысячных.

Начинал он как футболист… в американском смысле этого слова.

Сначала играл в американский футбол за школьную команду, затем получил стипендию университета Майами и играл за «Майами Харрикейнс», но по окончании университета перейдя в канадскую футбольную лигу Джонс получил травму спины в первом же сезоне и на этом карьера футболиста закончилась. Казалось бы можно пойти работать по университетской специальности (а Джонсон стал бакалавром криминологии и психологии), и узнал бы мир о Дуэйне Джонсоне в лучшем случае из специальной научной литературы или криминальных сводок, но тут своё веское слово сказала родня.

Родители Дуэйна Джонсона имели самое непосредственное отношение к Реслингу. Отец — «Рокки» Джонсон (Rocky Johnson, Wayde Douglas Bowles) выступал в 60-90 годы, а мать была промоутером.

Так что Дуэйн решил начать карьеру реслера и заодно пойти по стопам предков.

Как оказалось не зря. Он сейчас популярнее всех звёзд Реслинга вместе взятых. Начинал с эпизодов и отрицательных ролей в кино, а теперь главные роли в блокбастерах, личный реактивный самолёт и совместные мероприятия главами государств.

Не так уж плохо для представителя борьбы понарошку.

Дэйв Батиста (David Michael «Dave» Bautista Jr.)

Дэйвид Майкл Батиста –младший университетов не заканчивал. По его собственному признанию с детства он жил в бедности. В 13 лет воровал автомобили, а немного повзрослев успел получить год условно за причинение тяжких телесных повреждений. В профессиональный Реслинг он пришёл в возрасте 30 лет уже владея джиу-джитсу.

После ухода из Реслинга Батиста решил всем доказать, что смешанные бои ему по зубам, но дальше первого хоть и выигранного боя, дело не пошло.

Возможно причиной стало то, что в 2012 году Батисту стали приглашать в кино на заметные роли, а там не любят, когда актёров привозят на носилках да ещё и с помятым лицом.

Конечно уровня Дуэйна Джонсона Батиста пока не достиг, но за последние несколько лет его популярность резко выросла.

Он успел и в «бондиане» позлодействовать, и стать одним из защитников вселенной, и даже сыграть заметную роль в продолжении «Бегущего по лезвию».

Фото: Gettyimages

Комментарии

1