
Две руки ее круглые и гладкие… а груди ее точно две шкатулки из слоновой кости, сиянье которых заимствуют луна и солнце. И живот у нее в свернутых складках, как складки египетских материй, расшитых парчой, и складки эти подобны бумажным свиткам. …И стан покоится на бедрах, похожих на кучи песку, и сажают они ее, когда она хочет встать, пробуждают ее, когда она хочет спать, и таз ее обременяют две ляжки, округленные и гладкие…
«Тысяча и одна ночь»
Один из самых часто задаваемых (и поэтому самых надоевших) мне вопросов: «Какой тип женской сексуальности сегодня актуален, Александр?» Александр, очень разочарованный, что его мнение о симулякрах в постиндустриальных субкультурах опять никого не волнует, обычно очень раздраженно отвечает: «Такой же, как вчера! И позавчера! И сто лет назад! Что вы хотите от меня услышать?» Больше Александра на эту программу не зовут, зато зовут на другую, и там все повторяется снова.
Но на самом деле Александр, много лет вынужденный по долгу службы препарировать женскую красоту (вместо того чтобы, как все, просто наслаждаться ею), может в спокойной обстановке высказать кое-какие обобщения на этот счет. У него сейчас как раз спокойная обстановка, и, если мы не будем его нервировать, он избавится от этого дурацкого третьего лица и выскажет.
Так вот. По моим скромным наблюдениям, за восприятие женской красоты в глазах мужчины отвечают две большие «Э» — эротика и эстетика. Эротические грани женщины делятся, в свою очередь, на две части. Качества, важные для создания потомства, которые отмечает дремучий инстинкт размножения: здоровый вид, большая грудь, широкие бедра. И благоприобретенные личные пристрастия каждого конкретного мужчины: цвет волос, форма скул, улыбка — любая черта внешности женщины могла озариться детско-подростковой молнией формирующейся сексуальности и навсегда застекленеть в мозгу возбуждающим фетишем.
С эстетикой все намного сложнее. Она целиком и полностью плод культуры, стереотипов, которыми общество бомбит само себя. И тут, если широко пройтись по истории с географией, можно найти самые причудливые эталоны — от удлиненных кольцами шей племени падаунгов до мальчикоподобных бледных немочей Серебряного века.
Эротика и эстетика очевидным образом борются в голове мужчины, эротичное не всегда эстетично, и наоборот. Отсюда, кстати, происходят всякие романтические сюжеты: тщательно выбранные по экстерьеру девушки не возбуждают; крокодильчики, которых даже как-то неловко показать друзьям, сводят с ума.
Последние лет сто наша культура придерживается довольно спортивного эталона женской красоты: высокий рост, стройные ноги — это считается у нас красиво. Появился данный типаж, как это часто случается с культурой, благодаря войнам. Первая мировая оставила разоренной Европе запасы униформенных брюк, которые женщины не от хорошей жизни стали примерять вместо турнюров. Вторая мировая выгнала женщин на заводы, где в юбках было несподручно. Эмансипация наступала, религиозные каноны отступали — так или иначе к 50-м годам прошлого века женщины окончательно перелезли в штаны. И тут выяснилось, что полные ноги, так удачно намекавшие на свое существование под пышными юбками, смотрятся в брюках как-то не очень выразительно. А стройные, так неудачно прятавшиеся там же, наоборот, отлично дополняются штанами. Пышнотелый эталон, царивший в Европе сотню лет до того, рухнул, умами овладел культ худобы.
Так бы все и шло, если бы не новая революция в культуре, начавшаяся в 90-х годах, — политкорректность. Выяснилось, что себя нужно ценить таким, как есть, гордиться своей инакостью и всячески быть самим собой. Да здравствует человеческое разнообразие! Меньшинства подняли затюканные головы, а среди них и полные женщины, долгие десятилетия прозябавшие на обочине эстетических магистралей. Появились модели plus size, календарь Pirelli в прошлом году вышел с отнюдь не худыми обнаженными знаменитостями, окно приемлемости Овертона стало смещаться в сторону больших размеров.
Еще лет десять назад мы из-за своей ограниченности и косности не поставили бы на обложку кустодиевскую девушку. Но времена меняются. И наша редакция целиком за такое сближение эротики и эстетики. Поприветствуем же нашу первую модель plus size на обложке — Евгению Подберезкину, спортсменку (чемпионку по синхронному плаванию), отличницу и просто красавицу!
Александр Маленков
Главный редактор MAXIM
e-mail: glavred@maximonline.ru