Открытие дня: в России в XIX веке строили круглые боевые корабли

Их называли «поповки» — по фамилии создателя адмирала Попова.

Подобно тому, как обезьяна превращалась в человека, в середине XIX века парусные корабли уступали верфи кораблям паровым и броненосным. Одним из адептов этих эволюционных корабельных изменений был адмирал и кораблестроитель Андрей Александрович Попов.

Именно под руководством Попова были построены, например, броненосец «Петр Великий» и императорская яхта «Ливадия», по его проектам — полуброненосные фрегаты «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах». Но, как водится, человека помнят не по достижениям, а по провалам. Так вышло и с Поповым.

В 1871 году Россия освободилась от оков Парижского мирного договора, запрещавшего ей иметь военный флот в Черном море. По случаю долгожданного освобождения адмирал Попов решил включить в новый флот что-то действительно прогрессивное, чего нет ни у врагов, ни у союзников.

Ответ пришел сам собой (наверное, сам собой — честно говоря, мы не знаем, как работает мышление кораблестроителей). Круглые броненосцы!

Макет «Новгорода»

«Уменьшая длину и увеличивая ширину судна, можно не только уменьшить его денежную стоимость, но и увеличить водоизмещение, — писал Попов в докладной по проекту. — Доведя эту аксиому до конечной степени, то есть сделав длину равной его ширине, мы достигнем наиболее благоприятных условий как в отношении стоимости так и водоизмещения».

Несмотря на эти логичные (опять же наверное) доводы, правительство не спешило выделять деньги на строительство странной формы кораблей. Так что Попову пришлось устроить чиновникам демонстрацию с круглыми шлюпками.

Наконец разрешение было получено, а средства выделены. Круглый броненосец «Новгород» построили в Санкт-Петербурге и спустили на воду в 1873 году, «Киев» — двумя годами позже.

Строительство «Новгорода»
«Новгород» накануне спуска на воду

Реальность эксплуатации круглых броненосцев превзошла самые издевательские прогнозы скептиков. «Поповки» (так быстро окрестили круглые корабли) были практически неуправляемы, а скорость их оказалась крайне мала — 5-7 узлов в хорошую погоду (обычные броненосцы развивали скорость от 10 до 20 узлов). Кроме того, по воспоминаниям моряков, «при сильной волне поповку не качает, а волна перекатывается по палубе».

Круглые броненосцы оказались изобретениями настолько неудачными и даже комичными, что заслужили от Некрасова стихотворное сравнение с современной ему Россией:

Где-то как-то всем неловко,

Как-то что-то есть грешок…

Мы кружимся, как «поповка»,

А вперед ни на вершок.

До начала XX века «поповки» служили в береговой обороне. Затем их попытались продать болгарам — неудачно. В 1911 году их пустили на лом.

Николай Красовский, «Прибытие „Новгорода“ в Севастополь», 1873 год

Комментарии

1
под именем
  • Все комментарии
  • Реально открытие! И тот факт что оно описано во всех книгах по теме строения броненосных кораблей издававшихся последние 140 лет не умоляет значимости этого Открытия Дня! Нобелевку автору!