8 волнующих фактов о канкане

Пляши, сегодня день рождения у канкана!

Фото
Художник: Жан-Габриэль Домерг

Миллионы лет наша цивилизация шла к изобретению канкана — танца, гордо несущего на себе печать одного из самых откровенных, вызывающих и шальных. Сегодня, 21 октября, у него что-то типа формального дня рождения. В подарок мы решили преподнести несколько совершенно неформальных фактов о нем.

1. Дебют

Впервые канкан был публично исполнен 21 октября 1858 года в ходе премьеры оперетты французского композитора Жака Оффенбаха «Орфей в аду». Мероприятие прошло в парижском театре «Буфф-Паризьен». Привычной нам скандальности в танце тогда не было: под разухабистую музыку Орфей с нимфами плясал в аду кадриль.

Кадриль — потому что, по преданиям, именно этот танец был канканическим предком. История происхождения канкана темна и загадочна. Из многочисленных источников удалось вынести следующее. Самая распространенная версия: зародился он в начале XIX века из финальной фигуры кадрили. А самостоятельным и весьма популярным танцем (кстати, в темпе галопа) стал в 1820-1830-х годах на вечеринках в рабочих кварталах Парижа. Тогда канкан был примерно как рок-н-ролл или твист на советских дискотеках: юноши и девчата, разбившись на пары, выплясывали невиданные доселе чудеса с применением акробатических элементов. Устраивались ли на них комсомольские облавы, неизвестно.

На профессиональной основе канкан в самом начале исполняли преимущественно танцовщицы-одиночки. Кордебалет, то бишь танец в ряд, — чуть более поздняя английская придумка. Как и собственно название «канкан»: с французского cancan — «шум, гам, гомон», его дал британец, импресарио Чарльз Мортон. Между прочим, он представил в Англии пер­вый «французский канкан» в 1861 году в своем новом мюзик-холле на Оксфорд-стрит в Лондоне.

На заре канкана пускаться в него не чурались и мужчины. В 1870-е в Лондоне выступал творческий коллектив «Кадрий де Клодош» («Quadrille des Clodoches»), состоявший сугубо из самцов. Но дамы быстренько затмили и почти вытеснили сильный пол из профессии. Хотя и сейчас кавалеры танцуют канкан и востребованы в этом — в «Мулен Руж», например.

Когда в 1889-м антрепренеры Жозеф Оллер и Шарль Зидлер основали легендарное кабаре «Мулен Руж» в Париже, канкан стал безотрывной частью культурной программы и его визитной карточкой заведения. И танцевался он уже, как полагается, с дрыгоножеством и юбкомашеством.

2. Музыка

Каноническая канканическая мелодия — «та-та, та-та-та-та-та-та…» — это «Адский галоп» (по-французски — Galop infernal) из упомянутой выше оперетты «Орфей в аду» упомянутого выше композитора Жака Оффенбаха.

3. Белье

Пена кружев и ажур чулок, ленты и банты и даже специальные панталончики, которые расходились, так сказать, на фасаде от задиристых ножкой эть, — это все от лукавого. Традиционный канкан полагалось танцевать, не очень-то обременяя себя бельем. Впрочем, сие строжайше запрещалось. Руководство «Мулен Руж» на претензии уличающих инстанций делало невинные глаза: мол, помилуйте, да за кого вы нас, здесь солидное учреждение!

Весьма забавный момент, связанный с этим древним обычаем, украшает собой британо-канадскую киноленту «Легкое поведение» (2008). Посмотреть стоит хотя бы ради канкана в исполнении Джессики Бил, хотя фильм и без того очень-очень славный.

4. Шпагат

За появление в канкане шпагата скажи спасибо одной из легендарных танцовщиц, столпу жанра, супермегазвезде «Мулен Руж» Луизе Вебер. Газетчики величали ее «королевой парижской чувственности», но ее основным прозвищем было La Goulue, то бишь «Ненасытная» или «Обжора». Если «королевский» титул она получила за безудержный темперамент и самоотдачу на сцене, то насмешливую кличку — за манеру, подсаживаясь за столики к богатеньким посетителям по их приглашению, съедать все до последней крошки и выпивать до последней капли.

Таких столиков за вечер могло быть три-четыре, и со всеми она расправлялась подчистую. Сказывалось нищее, голодное детство: «Ла Гулю» происходила из семьи прачки. Привычки не изменились ни когда она стала самой дорогой танцовщицей Парижа (в «Мулен Руж» ей платили больше 3000 франков в неделю), ни после того, как съедаемое и выпиваемое в таких количествах стало сказываться на фигуре. На фигуре, но не на выступлениях: Луиза во всех весовых категориях демонстрировала канкан высочайшей пробы, накала, изящества и, чего уж там, скабрезности.

Поглядеть на нее являлись Пабло Пикассо, Оскар Уайльд, принц Уэльский, король Эдуард VII. Ее запечатлел Пьер Огюст Ренуар, а у Анри Тулуз-Лотрека она была любимой моделью и теперь красуется на его картинах, афишах и плакатах для «Мулен Руж».

Анри Тулуз-Лотрек. Ла Гулю у входа в Мулен-Руж (1892)
Анри Тулуз-Лотрек. Афиша «Мулен Руж: Ла Гулю» (1891)
Анри Тулуз-Лотрек. Ла Гулю, танцующая с Валентином Бескостным (1895)

Но вернемся к новации, которую Ла Гулю внесла в канкан. Она придумала эффектную финальную точку в танце. Делалось это так: канканщица вращалась на одной ноге, а вторую воздевала все выше и выше — до тех пор, пока та не оказывалась у нее над головой. Затем. выдержав коротенькую паузу, мамзель Вебер издавала пронзительный крик, если не сказать, визг и — не садилась, а падала на шпагат. Публика неистовствовала!

И еще одна придумка, вклад Ла Гулю в развитие канкана: вращаясь на одной ноге, носком другой она легко и мило сбивала головные уборы с посетителей. У танцовщиц даже вошло в моду проделывать такие штуки на пари с состоятельными господами. И хотя все знали, чем дело кончится и кто победит в споре, мужчины охотно потрафляли хорошеньким танцовщицам.

5. Тургенев, Толстой и канкан

Про канкан знали не только в загнивающих парижских кафешантанах, но и в прогрессивной матушке России. Великие умы не прошли мимо этого выдающегося культурного явления! Вот такая история содержится в книге «Очерки былого» старшего сына Льва Николаевича Толстого — Сергея Толстого.

Дело было в 1860-х, участвуют Иван Тургенев, Лев Толстой и канкан.

В один из своих наездов в Россию Тургенев гостил у Толстого в Ясной Поляне. Как-то раз устроили музыкальный вечер, все музицировали, пели, а там уж как-то сама собой пошла и кадриль. Тургенев шел в паре с Софьей Андреевной. Тут у него спросили: помнят ли еще во Франции старую добрую кадриль, или там теперь один только канкан? Иван Сергеевич ответил: «Старый добрый канкан ничуть не хуже кадрили. Это вовсе не то, что нынче танцуют в кафешантанах! Старый канкан приличный и грациозный!» Оставил Софью Андреевну, заложил пальцы за проймы жилета и давай показывать, то приседая, то выбрасывая ноги вперед. Толстой смотрел на него угрюмо. И вечером в дневнике записал: «Тургенев cancan. Грустно».

6. Канкан и Хрущев

История знакомства с канканом есть не только у всяких там великих русских писателей и простых английских монархов. Показывали канкан и советским гражданам, не всем, конечно, а только самым достойным. 15-27 сентября 1959 года прошел первый за 42-летнюю историю советско-американских отношений визит советского лидера в США, от лица СССР поехал Никита Сергеич Хрущев.

В рамках поездки товарища Хрущева повезли в Голливуд на съемки фильма «Канкан» с Ширли Маклейн, Фрэнком Синатрой и Морисом Шевалье. Для демонстрации выбрали самый пикантный момент кино. «Никита Сергеевич им сначала похлопал, но потом очень ругал и Маклейн, и весь Голливуд за аморалку и сказал, что наши люди продукцию Голливуда никогда смотреть не будут», — рассказывает ведущий «Новостей культуры» на телеканале «Культура» Сергей Алексеев.

А вот как сказано об этом эпизоде в книге «Лицом к лицу с Америкой», вышедшей в СССР под редакцией журналиста Алексея Аджубея, зятя Хрущева. Кстати, оцени слог, очень в те времена модный.

После небольшой сценки, в которой участвовали американец Фрэнк Синатра и французы Морис Шевалье и Луи Журден, зрителям был показан канкан. Но прежде, чем говорить о нем, хочется сказать, что та самая девушка, которая танцевала в этом канкане главную партию, известная американская актриса Ширли Маклейн, обратилась к Никите Сергеевичу с удивительно теплыми словами на русском языке: она приветствовала его здесь, в Голливуде, желала ему успеха во время поездки и говорила, что американские киноактеры были счастливы увидеть и услышать главу советского правительства.

И той же девушке и ее подругам пришлось исполнить для гостей низкопробный танец. Девушки кривлялись, падали на пол, дрыгали ногами. И всем, кто видел этот танец, было ясно, что актрисам стыдно и перед собой, и перед теми, кто видит их. Они танцевали, не понимая, кому и зачем пришло в голову заставить их делать это перед Никитой Сергеевичем Хрущевым и перед другими советскими гостями. А Никита Сергеевич спокойно сидел в ложе для почетных зрителей и, когда девушки кончили танец, поаплодировал им.

Только Никита Сергеевич распрощался с актерами, как стая американских журналистов кинулась к нему. Тут-то и был задан тот главный вопрос, ради которого хозяева студии, очевидно, показывали канкан. Очень спокойно, прямо и остроумно Никита Сергеевич сказал несколько фраз, которые обошли потом многие газеты мира:

— Вы спрашиваете меня о канкане? С моей точки зрения, с точки зрения советских людей, это аморально. Хороших актеров заставляют делать плохие вещи на потеху пресыщенных, развращенных людей. У нас в Советском Союзе мы привыкли любоваться лицами актеров, а не их задами.

7. Канкан в ГУЛАГе

Это фрагмент из неопубликованной книги Елены Марковой «Записная лагерная книжка и групповой портрет 58-й статьи», он размещен на сайте «Музей истории ГУЛАГа». Вспоминает Алексей Марков, работавший в Воркутинском театре с 1944 по 1959 год, где совмещал артистическую деятельность с должностью начальника электроосветительного цеха.

В 1944 году я попал на Воркуту с десятилетним сроком ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей. — MAXIM) и пятью «по рогам и по ногам» (то есть помимо 10 лет заключения А.А. Марков был осужден еще на пятилетнее поражение в гражданских правах. — MAXIM). Меня тут же определили на подземные работы в шахту № 8. Каждый день там происходили несчастные случаи: кто-то погибал, кто-то становился калекой. Ну, думаю, пропаду…

Но тут пронесся слух, что в нашей зоне работает комиссия по отбору артистов в городской театр. Я решился пойти на прослушивание.

Экзамены я сдал с легкостью: у меня баритон, ноты я читал с листа и так далее (в детстве Марков пел в хоре, играл на скрипке, занимался самодеятельностью. — MAXIM).

Когда я из шахты попал в театр, у меня было такое ощущение, что я из ада попал в рай. Обстановка в театре была теплая, дружественная. И хотя нам приходилось работать по 16 часов в сутки, мы не унывали. Нами двигала любовь к театру, мы были исполнены энтузиазма.

Когда вспоминаешь годы работы в «крепостном» театре, невольно ловишь себя на мысли: да это же был нереальный сюрреалистический мир! Мы на сцене во фраках пляшем и поем, а наши собратья погибают в подземельях, в шахтах. Разве это не напоминает пир во время чумы? Каждую минуту мы могли очутиться на месте тех, кто мучился в подземельях.

Во всех театрах нашей страны канкан был запрещен. А здесь, в гибельном заполярном концлагере, посетители театра могли наслаждаться этим запретным плодом. Всесильный владыка Воркуты, начальник нашего лагеря и организатор театра Михаил Митрофанович Мальцев снял запрет на канкан! Канкан на вечной мерзлоте — разве это не фантастика?

8. Рекордный канкан

Рекорд в канкане был поставлен 7 ноября 2014 года в Париже. По случаю 125-летия «Мулен Руж» танцовщицы кабаре совершенно синхронно поднимали и опускали ноги на протяжении 30 секунд. За слаженностью движений наблюдал специальный судья. Вот же везунчик!

Комментарии

1
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Мне понравилась статья, конечно п сравнению с некоторыми современными танцевальными постановками и клипами кан как просто невинность.