Игорь Морозов: «Это важно — заниматься тем, что нравится»

Чтобы пересчитать компании Игоря Морозова по пальцам, тебе их понадобится пять. Он точно знает, в чем секрет успешного предпринимателя, и свои знания отдает тебе абсолютно добровольно и безвозмездно.

Игорь Морозов: «Это важно — заниматься тем, что нравится»

Первый бизнес он открыл в 17 лет, и с тех пор Игорь явно многое делает правильно. Торговая марка аксессуаров для путешествий, текстильная фабрика, рекламная продукция — это лишь некоторые отрасли его деятельности. Впрочем, не будем тратить буквы — он и сам неплохо о себе рассказывает.

Попробуем угадать — ты любишь путешествия, поэтому стал производить аксессуары для путешественников?

Я стал производить аксессуары для путешествий сам, потому что никак не мог найти нормальных подрядчиков, соблюдающих сроки производства и готовых отвечать за срывы сроков.

И да, конечно я люблю путешествовать! Деятельность практически всех моих организаций связана с тем, что мне нравится и интересно. Это важно для предпринимательской деятельности — заниматься тем, что нравится. В бизнесе, к примеру, это менее важно. Бизнес — это больше холодный расчет: собрались, сели, посчитали, определили стратегию. А предпринимательство — это, если можно так выразиться, драйв.

Твой предпринимательский стаж – 15 лет. Это во сколько же ты начал предпринимательствовать?

Я начал работать в подростковом возрасте. Поработав курьером я сразу понял, что это не мое, и пошел трудиться продавцом на рынке. Уже в 17 лет я открыл свою первую торговую точку на рынке с мультимедийной продукцией. Моим партнером, вложившим в это дело деньги, был человек старше меня более чем в несколько раз. Однако, когда мы достигли точки возврата инвестиций, и пришло время делить прибыть пополам, меня попросили выйти из этой организации. Это был, конечно, удар. Однако, любая жизненная ситуация человека ломает или делает сильнее и помогает, открывать новые возможности.

Я привлек в партнеры знакомого, у мамы которого мы заняли деньги на верное дело — ту же палатку на рынке. Окрылись рядом с моим визави, чем его и уничтожили. Дальше мой партнер продал свою долю своим знакомым, а я, со временем, ее выкупил у них. Открыл вторую палатку, третью, а за ними еще три… В итоге, за 8 лет я открыл 18 магазинов и магазинчиков электроники без каких любо инвестиций. Сейчас почти все магазины закрылись, остался только интернет-магазин и один офлайн-магазин. Это связано с тем, что я пожадничал привлечь более сильный менеджмент и искренне верил, что культура и структура компании достаточно сильны. Хороший, хоть и не дешевый, опыт.

Стабильный и пассивный доход от магазинов позволял мне путешествовать. И в одной из поездок я и подглядел идею чехла для чемодана. Потом была история удачных и неудачных партнерств, которую можно почитать у нас на сайте. И сегодня мы имеем торговую марку «Рутмарк», представленную во всех крупных магазинах туристической направленности и интернет-гипермаркетах и офлайн-магазинах России, Беларуси, Казахстана, Азербаджана, Украины и даже на Amazon.com.

Игорь Морозов: «Это важно — заниматься тем, что нравится»
Надо отметить, что за эти годы ты достиг успехов. Какой из твоих навыков оказался самым полезным?

Когда я выпускался из питерской бизнес-школы, где получал степень МВА, ректор института дал нам определенную формулу успеха, которую я позволил себе немножко доработать. Она в той или иной степени есть у каждого предпринимателя на интуитивном уровне, но только когда ее озвучили, я стал ее использовать целенаправленно и осмысленно.

Изначальная формула состоит из 3-х «У», и первое — это упорство. Если человек упорный, и ему это нужно, он так или иначе придет к успеху. Но если у него нет двух других «У», процесс будет двигаться медленнее. Втрое «У» - умение, учеба. То есть, если человек упорный, да еще и понимает, что он делает, и знает, как сделать это оптимально, то он еще ближе на пути к успеху. И третье «У» означает удачу. Я не рассматриваю удачу как что-то сверхъестественное, для меня удача- это положительное стечение обстоятельств. Но многие из нас не могут распознать удачу, не хватает знаний или умений. Ведь сколько каждый день в той или иной области или отрасли случается положительных моментов, на которых можно заработать или извлечь выгоду, но мы просто об этом не знаем и, более того, даже по подозреваем. Поэтому, удача — это умение такие моменты вовремя распознать и грамотно ими распорядиться.

Четвертое «У» я добавил лично от себя, и это удовольствие. То, о чем я говорил в самом начале: важно, чтобы то, чем вы занимались, приносило удовольствие. Эти четыре «У» в сумме дают хорошую вероятность успеха. Хотя, конечно, все зависит от того, что вы называете успехом. Лично я считаю, что вообще еще ничего не достиг и ничего масштабного не сделал. Все только начинается.

Игорь Морозов: «Это важно — заниматься тем, что нравится»
Какие подводные камни ожидают предпринимателей сегодня?

Любые! Мы живем в отличной стране для предпринимателей, где довольно часто меняются условия рынка — кризисы, изменения законодательства, или просто кто-то что- то не поделил… Все это отличные возможности, но и не меньшие риски.

Каждый выбирает для себя сам как обходить эти камни — подбирать их и что-то из них строить, или продавать их, предварительно раскрасив в затейливые цвета. А что, если в этих камнях золото? А еще, иногда за камнями придется нырять (при этом не обязательно, что это будут хрустальные озера, скорее уж болота).

Предприниматель — он на то и предприниматель, чтобы что-то предпринимать. В каждой стране мира есть свои системные риски: на Востоке, например, ты можешь спокойно себе работать, а потом придут люди и скажут, что твой бизнес не соответствует традициям этой страны, в Европе большие налоги, но там стабильнее, и так далее. Поэтому, о системных рисках нужно знать, их нужно учитывать, а также уметь их использовать.

Игорь Морозов: «Это важно — заниматься тем, что нравится»
Каким бизнесом бы ты точно не стал заниматься в России?

Некошерным или «не экологичным», продажей оружия и наркотиков, сутенерством… Торговля ураном, пожалуй, тоже отпадает. Хотя… если через Пакистан, то у меня там есть человек, который без проблем поменяет нам два контейнера алюминия на уран. Можно позвонить ему на пакистанскую симку, и с таможней он поможет. Хотя лучше не надо.

Поговорим еще немного о торговой марке Routemark. Чем ваши изделия лучше? Или может они не лучше?

Если говорить о чехлах для чемоданов, то наши — одни из лучших в мире. Тому, кто покажет мне чехол с лучшим соотношением цены и качества, я честно готов выплатить 100 000 рублей. Но есть у нас и товары-конкуренты (субститутные конкуренты), например, багажная пленка которую делают в аэропортах и на вокзалах. Здесь каждый решает для себя сам – кто-то обматывает свой чемодан пленкой в аэропорту, кто-то вообще использует для этого дома пищевую пленку, а кто-то ничем не обматывает. Чехол просто более практичен и быстрее окупается — гарантия на наш чехол для чемодана до трех лет, так что за три поездки он уже окупится. Сэкономил – значит заработал?

Какую модель среди разнообразия ваших чехлов ты сам предпочитаешь?

Я уже три года летаю с чехлом, который мы произвели еще в самом начале – модель Voyager SP240. Она же и самый продаваемый у нас. Однако, недавно в путешествии из Москвы в Рим, из Рима в Шарм-эль-Шейх, из Шарм-эль-Шейха в Стамбул и из Стамбула в Москву на нем появились маленькие дырочки. Прошло уже 3 года эксплуатации, так что я уже не смогу вернуть к себе в компанию этот чехол по гарантии (смеется).

Игорь Морозов: «Это важно — заниматься тем, что нравится»
Это правда, что ваши аксессуары для путешествий вы можете доставить в любую точку мира?

Да, мы же продаемся на Amazon.com. Так что прямо в поездке можно оформить заказ через наш сайт, и тогда мы привезем чехол прямо в аэропорт. А после покупки наш водитель еще и отвезет тебя домой совершенно бесплатно. Вот такая у нас есть опция. Я сам как-то раз встречал покупателей в «Домодедово» и подбросил их в Подольск. Люди очень любят делиться историями, как они отдохнули, по возвращению на Родину. И эти истории интересно слушать и обсуждать.

Какое место доставки было самым необычным?

Помню один горящий, корпоративный, новогодний заказ, который мы не успели передать улетавшим в Майами заказчикам. Пришлось в срочном порядке отправлять его через Американскую курьерскую службу, но в итоге из-за Рождества они не успели... Мы вернули деньги за этот тираж и отдали сам тираж бесплатно в качестве компенсации. Если подобные ситуации происходят, мы несем ответственность и возмещаем неудобства. Такова политика компании.

А были какие-то необычные или сумасшедшие дизайны на чехлах, одежде или другой сувенирной продукции, которые тебе запомнились?

Ну, у нас сейчас популярны дизайны с котами и содой…

Игорь Морозов: «Это важно — заниматься тем, что нравится»
Игорь Морозов: «Это важно — заниматься тем, что нравится»
Дай совет твоим юным последователям – что нужно, чтобы построить успешный бизнес?

Для начала, надо для себя понять — насколько ты вообще этого хочешь, не будет ли это бременем, как для Атланта, который взвалил на себя землю и не может ее бросить, не может «расправить плечи».

Определись с тем, какие у тебя основные компетенции. У тебя есть идея и ты знаешь, как создать сам продукт, но не знаешь, как его продать, или где взять на него деньги — тогда ты «человек-продукт». Если ты знаешь, как продавать, и у тебя даже есть идея самого продукта, но ты не знаешь, как создать этот самый продукт, тогда ты «человек-продажа». Или ты умеешь «строить» организацию, грамотно заниматься финансами и распределять ресурсы, то есть быть «человеком-структурой»? Может ты можешь привлекать ресурсы, и у тебя хорошие организационные навыки и лидерство, и ты «человек-двигатель»?

Каждый сочетает в себе все вышеперечисленные навыки. Однако, надо понимать, что перевес основных навыков будет больше относительно остальных. Поэтому подумай, нужно ли тебе привлекать партнеров? Может ты и сам сможешь сделать компанию. Если ты все же решил привлечь партнера, помни основную заповедь: партнер — это тот, кто может делать то, что не можешь делать ты. И ты для него будешь партнером,пока можешь делать то, чего не может он.

Теперь перед тобой два пути, и выбор одного из них также зависит от твоих навыков. Первый путь подразумевает то, что ты действуешь самостоятельно. Для начала, кратко опиши свою идею: не нужно делать SWOT, PESTEL и создавать древо Исикавы. Все эти стратегические инструменты тебе сейчас не сильно пригодятся, а вот бизнес-план в exel однозначно поможет. Затем найди ресурсы — свои, заемные или любые другие. Многое, о чем ты думали вначале будет много раз изменено по ходу действия в следствии новых, открывающихся обстоятельств.

Знай, что старшие предприниматели в большинстве случаев готовы помочь младшим и словом, и делом. Во всяком случае, у меня так было. Я мог попросить совет, контакт или о помощи, и мне не отказывали.

Второй путь — искать инвестиции, предварительно разложив проект. Не нужно бояться, что идею украдут или появится более быстрый конкурент с вложениями. Чем больше ты сделаешь на начальном этапе самостоятельно, без привлечения ресурсов, тем лучше. Во что-то, что уже начало работать, инвесторы вложатся с большей охотой, чем в стартап с идеей. Хотя, это, конечно, зависит от инвестора.

Еще молодые предприниматели, независимо от выбранного ими пути, стараются по максимум упаковать свой бизнес, забывая при этом про сам продукт. Уверяю, если продукт хороший, ему не нужна будет реклама. Чем более востребованным будет твой продукт, тем большую цену ты сможешь за него запросить.

Комментарии

0