Текст: Николай Поликарпов
Фото: Андрей Аксенов

Проблема охраны рельсов лишь кажется анахронистичной. Война в Чечне показала, что мины, предназначенные для подрыва железных дорог, по-прежнему работают (и срабатывают) на ура. Тактика «рельсовой войны» со времен Великой Отечественной не изменилась. Разве что сегодня минеров принято называть не партизанами, а террористами, и воюют они не нашей стороне. Конечно, трудно представить, что в случае масштабной военной кампании враги выставят против нас батальоны рельсовых подрывников. Но прикинь: военные, не жалея бюджетных денег, готовятся даже к такому маловероятному сценарию!
Передвижной широкозахватный индукционный миноискатель (ШИМ) был разработан в московском Центральном НИРТИ им. А. И. Берга. Прибор похож на огромного четырехлапого паука, вцепившегося в рельсы. На каждой «ноге» установлен индукционный сканер, так что в совокупности они обеспечивают ширину зоны поиска мин в 4 м. Конструкцию можно катить по рельсам благодаря колесикам, предусмотрительно приделанным под «брюхом». Весит ШИМ 115 кг, так что толкать его вперед должны два бойца. Справился бы и один, но в одиночку ШИМ не снять с рельсов при виде приближающегося поезда.
Индукционный миноискатель в устройстве обычный: поисковая рамка подносится к металлу, частота сигнала меняется, в наушниках или в динамике раздается писк…
А как же пластмассовые мины, спросишь ты? И будешь прав. Создатели их поиск не предусмотрели. Впрочем, по их словам, в любой мине должен быть взрыватель, а в нем пружинка, капсюль или хотя бы один проводок – и весьма чувствительный ШИМ сможет отличить сталь и чугун от проводов взрывных устройств. Нам остается только верить в это. Как и в существование у РЖД каких-нибудь врагов.
В разрезе
Потенциальные враги
Конкуренты
«Ковш и колеса» – эти слова были бы начертаны на щитах западных минных тральщиков, если бы у них были еще и щиты.
Vehicular Array Mine Detection System (США)
Ширина зоны поиска 1 м
Глубина обнаружения мин: 1,5–2 м
Состав команды : 2 чел.
Носитель: Легковой автомобиль
Средняя скорость поиска: 20 км/ч
ML 1750 (Германия)
Ширина зоны поиска: 1,6 м
Глубина обнаружения мин: 1,1 м
Состав команды :2 чел.
Носитель: Легкий вездеход
Средняя скорость поиска: 5–15 км/ч
MSG-1 (Германия)
Ширина зоны поиска: 1 м
Глубина обнаружения мин: 1,5 м
Состав команды : 2 чел.
Носитель: Легкий вездеход
Средняя скорость поиска: 5–15 км/ч