
Харизма — это новый черный и новые панды, самый востребованный актив последних лет после акций Tesla и бургеров с мраморной говядиной. Еще в начале нулевых была иллюзия, что для успешного руководства людьми надо просто лучше других разбираться в поклейке обоев внахлест или охлаждении урановых стержней и вовремя выдавать сотрудникам воспитательные затрещины. Но после Стива Джобса стало ясно, что нет руководителя без харизмы — дара увлекать, сокрушительного обаяния и беспощадной уверенности в себе.
Кроме того, уже много лет считается аксиомой, что красивые люди зарабатывают больше обычных. И все это никого не удивляет, потому что укладывается в привычную с детства схему: чем ты причесаннее и очаровательнее, тем больше у тебя конфет. Конечно, а как иначе? Но новые исследования ставят под угрозу и ценность харизмы, и важность внешней привлекательности.
Ученые из университетов Гента, Антверпена и Брюсселя решили зачем-то выяснить, как связаны харизматичность и эффективность. Они составили опросник для выявления харизматиков по четырем пунктам: смелость, богатое воображение, яркость в поведении и нежелание подчиняться. Затем они опросили несколько сотен руководителей и их подчиненных, чтобы распределить лидеров бизнеса по уровню харизмы. А после изучили реальную эффективность каждого за несколько лет — и выраженную в цифрах прибыли, и по ощущениям сотрудников.
Оказалось, что самые неэффективные — руководители с самой слабой харизмой и с самой сильной. Первые теряются в кризисных ситуациях и не умеют мыслить стратегически. У вторых со стратегией все в порядке, но катастрофа в процедурах: они не умеют распределять полномочия, оценивать ресурсы и вообще все организовывать, а только носятся и вдохновляют.
К этому же времени подоспело исследование бихевиористов из Кембриджа и Эссекса, которое показало, что ученым с привлекательной внешностью сложнее сделать карьеру: их просто не принимают всерьез. А исследователи из Лондонской школы экономики и политических наук еще в феврале этого года предъявили статистику, согласно которой красивые люди зарабатывают не больше, чем обычные. Зато люди по-настоящему уродливые зарабатывают иногда даже больше других. А почему — непонятно.
Какую же мораль можно извлечь из этих новостей, кроме того, что нет смысла оплачивать следующий месяц на курсах развития харизмы и заказывать себе у пластического хирурга римский профиль? Видимо, в бизнесе и карьере действуют те же правила, которые касаются размеров пениса: лучше всего быть средним. Ярких эмоций будет меньше, но предсказуемость и эффективность определенно повысятся.