Морской узел — это единственная в своем роде единица измерения, в которой нет слов «в час», «в секунду» или «в минуту». Узел равен скорости, при которой тело проходит одну морскую милю (1852 м) в час.
История применения
Термин возник в XVII веке, тогда моряки для измерения скорости судна использовали лаг. По некоторым версиям, слово «лаг» возникло от исландского lаg (чурбан). Он выглядит так: веревка с равномерно завязанными узлами, прикрепленная к деревянному поплавку. Расстояние между узлами было примерно 50,67 футов (около 15,4 м).
Поплавок бросали за борт в воду и, пока держали веревку и отсчитывали узлы, по песочным часам следили, сколько времени прошло. Если за условные 30 секунд через руки прошло пять узелков, то получается, что судно движется со скоростью 5 морских миль в час. Узлы специально завязывали так, чтобы во время использования их количество на лаге за бортом равнялось скорости судна в морских милях в час.
Так как узел равен одной морской миле, ее тоже можно высчитать: она равна одной угловой минуте широты планеты. Получается, в морской миле примерно 1,852 км, что больше «наземной» — она 1,609 км.
Почему способ актуален до сих пор
В русском флоте лаг использовали до XIX века. Даже при наличии погрешностей при измерении ручной лаг используют и по сей день. На некоторых парусных яхтах и небольших судах его хранят как запасной вариант.
Лаг поможет и в экстренной ситуации, ведь его можно легко соорудить где угодно. Нужен только трос, тряпка и кусок доски.
Чем пользуются современные моряки
Спутниковая навигация
Принимает сигналы от спутников, а компьютер уже рассчитывает координаты судна в реальном времени. Благодаря программе (системы GPS, ГЛОНАСС и др.) получается рассчитать перемещение и пройденное расстояние по маршруту.
Современный лог
Принцип работы основан на измерении напора воды или гидролокации дна. В отличие от своего предшественника, современный использует электронные системы и имеет несколько видов.
Электромагнитный. Замеряет скорость движения судна через воду с помощью проводимости воды и магнитное поле. Он позволяет точно отследить, сколько морских миль прошло судно за весь путь.
Доплеровский. Работа основана на эффекте Доплера: судно, излучая звуковой импульс вниз или вбок, отслеживает отражение от дна или частиц в воде. По изменению частоты вернувшегося сигнала лаг измеряет скорость судна.
Механический. Используется в основном на небольших судах и яхтах. Работа по принципу вращающегося винта, размещенного снаружи корпуса судна. Количество оборотов винта потом переводят в пройденное расстояние.
Электронные карты и автоматические судовые журналы
Автоматически фиксируют маршрут, координаты, скорость и прочее. На электронной карте сразу видно, где проплывал корабль и сколько морских миль прошел. Работает так: собирает все данные с лагов, GPS, гирокомпасов и т. д. Записывает их в электронный бортовой журнал, где потом можно смотреть статистику.