Воскресная школа: хипхоп

Хипхоп – это не народная музыка американских негров и не разновидность городского романса. В новой познавательной рубрике мы постарались объяснить истинную природу этого явления.

Если попробовать заглянуть в мозг среднестатистического белого европейца из миддл-класса и найти там слово «хипхоп», то щелкнув на него, мы получим ворох самых диких сведений. Настало время навести порядок в этом ворохе.

Все началось в конце 70-х, когда легендарный диджей Kool Herc выступал в Бронксе на уличных вечеринках для латино- и афроамериканской общин. Он заметил, что на тех местах в песнях Джеймса Брауна, где слышны только барабаны, толпа вела себя более оживленно. Кул Херк стал проигрывать эти отбивки снова и снова, прокручивая пластинку рукой, - получалась новая, авангардно-танцевальная музыка.

Затем эти фрагменты («брейки») научились вырезать и проигрывать по кругу на специальных устройствах – сэмплерах. Так и появился хип-хоп. Энтузиасты из числа посетителей вечеринок имели обыкновение выскакивать к диджею и выкрикивать фразы в такт музыке, соревнуясь в остроумии и рифмоплетстве. Фразы усложнялись в ходе соперничества, оформлялись в куплеты и припевы - и постепенно превратились в то, что сегодня называется «рэп». Причем первые рэперы – такие, как Run-DMC - поднимали в своих текстах вопросы, далекие от тех, что ставит перед слушателями русский шансон. Вот взятый наугад текст из первого альбома Run DMC:

«Когда я проснулся утром и встал с кровати, в моей голове крутились свежие мысли: меня посетила мечта о мире, который работает как одна команда. Никаких пушек, никаких атомных бомб, вообще никакого оружия... У каждого есть работа, потому что все вместе борются с проблемой голодания»...

Тематика нью-йоркского хипхопа 80-х - это вечеринки, словесные поединки и борьба за гуманистические идеалы человечества. Спортивный задор старой школы хипхопа (который представляли такие выдающиеся джентльмены как Afrika Bambaataa, The Sugarhill Gang, LL Cool J) Grandmaster Flash and the Furious Five) сегодня кажется наивным, особенно на фоне гангста-рэпа, который вошел в моду усилиями калифорнийцев Ice-T и NWA. Гангстерский рэп в силу своей доходчивости до сих пор остается самым заметным направлением в хипхоп-культуре (см. Jay-Z и 50 Cent), хотя, по мнению сторонников чистоты жанра, гангста-рэп относится к настоящему хипхопу как Мордор к Гондору. Калифорнийский гангста-рэп смакует прелести блатной жизни, езду на дорогих тачках, курение запрещенных субстанций и старое доброе ультранасилие.

Но по мере того как хипхоп развивался и распространялся по земному шару, выяснилось, что он совершенно не обязательно должен рассказывать вообще о чем-либо. Например, DJ Food, Kid Koala и Birdy Nam Nam исполняют «абстрактный хипхоп» - музыку, сотканную из осколков бабушкиных пластинок, урбанистических шумов и прочего звукового мусора. Вот наглядный пример того, как творят в реальном времени при помощи вертушек безумные французы Birdy Nam Nam:

А австрийские хипхопперы обходятся даже без проигрывателей, используя лишь свои рты и легкие:

Группа The Roots - это, наоборот, полноценный джаз-рок-ансамбль, участники которого владеют инструментами получше многих рокеров

:

А их подруга Лорин Хилл пишет слезоточивые песни в стиле соул-хипхоп, где главное - берущая за душу мелодия:

Вот южноафриканские гопники Die Antwoord - любимцы европейских фестивалей. Они радуют публику своим извращенным постмодернистским хипхопом, словно бы подслушанным на сельской дискотеке будущего:

Ложность утверждения, что хипхоп - музыка черных, окончательно докал рэппер-хасид из Бруклина Матисъяху.

Итак, что же такое хипхоп? В сухом остатке мы имеем: хипхоп - это ритмичная урбанистическая музыка с размером 4/4 , с циклической гармонией и зачастую основанная на повторяющихся оцифрованных музыкальных фрагментах... Стоп, это слишком сложно! Хипхоп – это такая музыка, где ударные играют: «раз-два-ТРИ-четыре», «раз-два-ТРИ-четыре», а поверх них располагаются подрезанные сэмплы, пульсирующие монотонные синтезаторы, которые обыгрывают несколько повторяющихся аккордов, любые живые инструменты, а то и ритмичная поэзия (собственно, «рэп»).

Вообще хипхоп всеяден, он впитывает и переваривает все смежные и отдаленные жанры музыки, поэтому с каждым днем все сложнее придерживаться даже этого расплывчатого определения. С другой стороны, те, кто живет хипхопом, улавливают его вибрацию на бессознательном уровне, не прибегая к услугам википедии. Так что, если после этой статьи тобой овладело желание влиться в хипхоп-сообщество – не обязательно покупать кадиллак с прыгающими рессорами и сочинять байки о своих судимостях. Просто нажми на «плей» - и плыви в волне!

Комментарии

1

Поток событий

  • Смарт-шоппинг: как выжать всю возможную выгоду из предложений банков и магазинов
  • Планы на лето: «Концерты без крыши» от клуба RED