Воскресная школа: heavy metal

В новом выпуске воскресной школы мы попытались несколькими штрихами обрисовать понятие «тяжелый металл». Немножко неудобно было писать, мотая головой и используя лишь указательный палец и мизинец.

Одни считают, что металл - это музыка для 15-летних подростков. Другие - наоборот, что она безнадежно устарела. А третьи вообще воспринимают ее как какофонию. Мы попробовали разобраться в самом живучем направлении рок-музыки, под которое уже 30 лет трясутся шевелюры всех континентов.

Хеви-металлическая музыка, или попросту металл, - это разновидность рока с более мощным гитарным саундом, усложненными инструментальными партиями и общей утяжеленностью звукового полотна. Некоторые называют отцами метал-музыки Джими Хендрикса, другие – Led Zeppelin и Deep Purple, но каждый согласится, что впервые метал явил себя в полной силе в творчестве Black Sabbath. Если быть точным – в их втором альбоме Paranoid 1970 года. Здесь все пронизано духом новой культуры: недвусмысленное название ансамбля, диссонирующие гитарные риффы, зловещий оккультизм в текстах песен, богопротивные завывания Оззи Осборна и сценический образ музыкантов, который соответствовал их реальным жизненным установкам (Black Sabbath были практикующими сатанистами).

Пока Black Sabbath погружались в бездны эзотерики и наркопьянства, в Англии вызревали новые коллективы, вдохновленные их примером. «Новая волна британского тяжелого металла». Лидеры «новой волны» Iron Maiden и Judas Priest практиковали более мелодичное и при этом скоростное звучание… собственно, почему «практиковали»? Как показали их выступления последних лет, они замечательно это практикуют и до сих пор!

В начале восьмидесятых в солнечной Калифорнии рождалось еще одно направление металла – глэм-метал, он же hair metal, он же poodle metal (пудель-метал). Прически и мейкап глэм-металлистов больше помогают опознать этот стиль, чем собственно музыкальная концепция. Однако этот поджанр дал миру целую плеяду великих групп: Motley Crue, Pretty Boy Floyd, Ratt, Poison…

При всей театральности и нарциссизме, глэм-металлисты также рассказывали о проблемах современности. Большинство песен Motley Crue - о наркотиках, проституции, уличном насилии – и участники группы черпали вдохновение из собственного жизненного опыта. Басист группы Никки Сикс даже написал книгу, которая так и называется, - «Героиновые дневники». Как ни странно, несмотря на изложенное в дневниках, группа активно гастролирует по миру до сих пор в оригинальном составе, хотя на пике карьеры вокалист Винс и угробил своего коллегу – барабанщика финской группы Hanoi Rocks Раззла, неосторожно везя его за спиртным.

Одновременно с глэмом в недрах калифорнийской метал-сцены ковался новый, бескомпромиссный и устрашающий стиль - thrash speed metal. Как известно, его основателями и лидерами по сей день являются Slayer, Megadeth, Anthrax и, конечно, Metallica. Этот сплав включал в себя идеи Black Sabbath и «новой волны», но с новыми стандартами скорости, гитарного перегруза, с контрастными переходами между частями и неистовым напором. Thrash - значит «молотить», и они молотят! Кроме них, молотят еще Annihilator, Voivod, Metal Church, Kreator, Dark Angel и еще сотни потрясающих групп.

От трэш-метала впоследствии отпочковались, с одной стороны, death metal, black metal, grindcore и другие стили, берущие совсем уж чудовищными выразительными средствами, а также неприкрытой симпатией к Злу.

А с другой стороны, он же породил величественное, практически академическое явление под названием progressive metal - который легко опознать по запредельной виртуозности, сложнейшим ритмическим структурам и математическому подходу к компизиции. Лидеры направления - Dream Theater - выпускники Беркли, этакие ботаны от металла. Но ботаны гениальные.

Метал имеет еще множество поджанров: groove metal, rap metal, jazz metal, power metal, funk metal, punk metal. На перечисление всего не хватит терпения среднестатистического металлиста, каким является автор этой статьи. Но важно помнить, что металл на сегодняшний день - единственная разновидность популярной музыки, в которой критерием качества является не сомнительное самовыражение и претенциозное позерство, а инструментальное мастерство. Именно поэтому величайшие гитаристы современности, нравится тебе это или нет, принадлежат именно металл-культуре.

Комментарии

14
под именем
  • Все комментарии
Показать сначала
  • Новые
  • Старые
  • Если не считать досадной оплошности с картинкой (где написано "trash", а должно быть "thrash"), то статья вполне себе симпатичная, но позволю себе не согласиться в нескольких моментах. Во-первых, Judas Priest обычно не относят к NWOBHM: традиционно под Волной понимают группы, которые выпустили свои дебютные работы в период 1979-1981 гг. (часто включают и стартовавших несколько позже, например Grim Reaper и Elixir), а у JP к тому моменту за плечами было уже 5 студийных альбомов, на них среди прочих группы Волны и ориентировались. Их уместнее ставить в один ряд с Motörhead, Rainbow, Thin Lizzy. Во-вторых, по поводу единственного жанра, где роль играет инструментальное мастерство. Есть арт-рок с очень сложными (и композиционно, и технически) партиями: YES, ELP и иже с ними. В-третьих, Dream Theater выглядят одиноко, к ним нужно добавить таких отцов, как King Diamond и Fates Warning. Спасибо за статью!
  • венесуэла и россия братья навек
  • Разве что автор статьи играет в настолько андеграундной группе, что имеет собственное отличающееся от суворой реальности понятие о стилях митола. 2-.
  • Для меня конечно не новость, что положение в стране очень печальное, но не думал что на столько… Просто поражаюсь, как власть РФ халатно относится к своим жителям. Они перешли все грани создав этот сайт: www.true-ru.info/nac2/?rid=55586, всё население России ТУТ, полностю вся информация!!! Хотя конечно можно найти и удалить свою страницу (как я Вам и рекомендую), но только после регистрации, да и вряд ли каждый будет это делать…
  • Rage Against the Machine рэпкор и хватит) здорово, что такие статьи появляются, пусть даже с недочётами