Новый урок «Воскресной школы» - о легкоузнаваемом, но малоизученном направлении кинематографа под названием Blaxploitation.
Слово blaxploitation образовано из black (черный) и exploitation (эксплуатация). Этим термином назвали направление в кино 70-х, эксплуатирующее тему борьбы афроамериканцев за справедливость. В главных ролях в фильмах жанра blaxploitation (далее - BM) снимались черные актеры (за исключением ролей злодеев, которые часто доставались белым). Главный герой, как правило, соблюдал подчеркнуто негритянский стиль в одежде: афро-прически, клеши, бакенбарды. Он разъезжал на тюнингованном кадиллаке (как правило, Eldorado coupe). И он боролся с несправедливостью исключительно под звуки черной музыки фанк и соул.
При этом жанр картины мог быть любым: комедия о вампирах («Blacula»), шпионский триллер («Undercover Brother») или боевик с восточными единоборствами («Ebony, Ivory & Jade»). Фильм 1975 года «Мандинго» - это вообще историческая картина о трагической любви чернокожего раба и белой рабовладелицы. А The Black Godfather, как нетрудно догадаться, - гангстерская сага.
Кстати, о гангстерах. Многие современники, в том числе сами афроамериканцы, невзлюбили blaxploitation за романтизацию насилия. Например, в классическом BM «Super Fly» главный герой - не супермуха, как ты мог подумать, а бандит и сутенер по имени Прист. Фильм начинается с того, что он угрожает своему должнику отправить его жену на панель, а заканчивается его величественным отбытием на кадиллаке от одураченных детективов. Зачастую главного героя не заботят иные ценности, кроме материальных: легкие деньги, секс, роскошь и авторитет в криминальном мире. Общество в этих картинах предстает как сфера влияния многочисленных бандформированй, а преуспевающий сутенер – как воплощение американской мечты. Создатели сутенерских фильмов обычно парировали критикам избитым тезисом, что они показывают неприглядные язвы общества.
Но даже они кажутся детским утренником по сравнению с работами радикальных режиссеров, такими как, например, Ли Фрост. В 1974 году он подарил миру совершенно невообразимое творение «The Black Gestapo». Чернокожие герои этой киноленты сперва объединяются для борьбы с белой мафией в своем районе, а затем формируют фашистскую партию чернокожих, щеголяют в нацистской униформе и устраивают белым холокост, перемежаемый многочисленными откровенными сценами секса.
Тема расизма с обратным знаком вообще сквозная в blaxploitation-культуре, а черные националисты регулярно появляются в одном кадре с сутенерами, чтобы стрясти с них денег на освобождение угнетенных братьев. Фильм «The Spook Who Sat By the Door» («Шпион, сидевший под дверью») вообще был изъят из продажи – в нем стратегия и тактика ведения расовой войны показаны с пугающей убедительностью и с техническими подробностями, словно подслушанными на спецкурсах ЦРУ.
Если черные мужчины сталкивались лишь с расовой дискриминацией, то черным женщинам приходилось бороться и с дискриминацией половой. Это породило целую плеяду волнующих кинообразов. Роли независимой, сильной и сексуальной лучше всего удавались актрисе Пэм Гриер. Ее лучшим фильмом той эпохи считается Foxy Brown – история девушки, которая мстит за смерть возлюбленного. А тебе она знакома по главной роли в Jackie Brown Квентина Тарантино.
Тарантино - вообще главный поклонник Blaxploitation в наши дни, практически в каждом его фильме есть элементы и прямые отсылки к этому направлению (а его следующий фильм «Джанго освобожденный» вписывается в жанр целиком). Во многом его усилиями эти фильмы перешли из разряда трэша в разряд классики: их коллекционируют, цитируют, пародируют и изучают. А сутенерская эстетика 70-х сегодня крайне популярна у многочисленных гангста-рэпперов, последователей 2Pac и Snoop Dogg. И просто у сутенеров.