TikTok — самое популярное приложение для смартфонов в мире

Неожиданная встряска социального сегмента Интернета китайского авторства.

TikTok — самое популярное приложение для смартфонов в мире

Во второй половине нулевых Интернет активно развивал социальные сети, в первой половине десятых — после запуска iPhone и Android — мобильные приложения. Много венчурных проектов полегло в неравной битве с медиагигантами, и к 2018 году вроде бы рынок устаканился.

Если не считать ротации практически одинаковых игр, то в разделе приложений в магазинах уже несколько лет царят полный штиль и покой.

Но это на Западе. Азия живет в своем особенном Интернете. Особенно Китай: там есть условная обособленность от Интернета западного. На Западе думают, что она вызвана Великим китайским файерволом, но китайцы, у которых на смартфоне не установлен VPN, занесены в красную книгу (хотя от выражения «красная книга» китаец вздрагивает). Во-первых — языковой барьер: на китайском все равно говорит больше людей, чем на английском. Во-вторых, китайская экономика намного слабее регулируется. То есть за проклятие Компартии можно схлопотать штраф (в тюрьму уже за такое не сажают), но выводить на сайтах предупреждения об использовании cookies китайским компаниям не нужно.

Создав собственный социальный слой в Интернете, китайские интернет-гиганты запаслись капиталом и ожидаемо начали выходить на западный рынок.

В 2012 году 29-летний инженер-программист Чжан Иминг создал компанию 字节跳动 (на Западе известна как ByteDance) и запустил новостной агрегатор 头条 (Тоутьяо, буквально — заголовок). Крайне простая в интерфейсе, программа использует искусственный интеллект для подбора новостей по интересам пользователей, работает с источниками от федеральных СМИ до частных блогов. Ближайший аналог в России — «Яндекс.Дзен», в мире такую гибкую подборку контента из крупных игроков (Google, Facebook) пока никто не предлагает.

Компания, имея пользовательскую базу 头条, решила развиваться в сторону социальных функций: сначала запустили 内涵段子 (Нейхан Дуанцзы) — сервис по обмену шутками и мемами, который скоропостижно пал в битве с китайской цензурой. Однако другой сервис — 抖音 (Доуин) — стал гиперпопулярен среди китайских подростков. Он чем-то напоминал некогда успешный Vine, запущенный Twitter. Изначально в нем можно было создавать 15-секундные ролики, публиковать их в свою ленту или отправлять друзьям. Позже длину ролика увеличили, добавили спецэффекты, возможность замедлять и ускорять видео и т.д.

И выпустили на Запад под названием TikTok. В это же время на пике популярности находился другой китайский сервис — Musical.ly. Это псевдокараоке, в котором подростки артистично танцуют и открывают рты под шлягеры современной эстрады. TikTok поглотила Musical.ly, неожиданным образом избежав молодежного гнева, и внезапно стала одной из самых популярных в мире социальных сетей с 500 млн активных пользователей. Что почти в два раза больше Twitter.

Социальная структура TikTok отлично подходит для флешмобов и ситуативных смешных видео. Можно обратить внимание, что практически все китайские видеомемы приходят с логотипом-ноткой в виде водяного знака.

Критикуют TikTok за две вещи. Во-первых, слишком навязчивая реклама: на маркетинге инвесторы решили не экономить и наполнили рекламой все возможные площадки.

Во-вторых, за очень откровенное поведение несовершеннолетних молодых людей и девушек. Здравая доля скептицизма о контенте TikTok и Musical.ly излита в этом видео (по-английски, хотя эмоции языка не знают).

Скачать TikTok под свою любимую платформу можно на сайте проекта.

Комментарии

1