iPhone X плохо продаётся отлично

Пресса без устали пишет, что у Apple плохие продажи и она потеряла весь бизнес в Китае. А компания продолжает быть самой дорогой в мире и рапортует о рекордной выручке. Как так?

iPhone X плохо продаётся отлично

Quartz: «Почти никто не хочет iPhone X». Bloomberg: «Нервозность Apple выросла из-за снижения спроса на смартфоны». CNN Money: «Apple одержима страхом падения продаж iPhone». Bloomberg: «Apple пробивает ключевой технический торговый индикатор по мере растущих сомнений об успешности продаж iPhone». USA Today: «iPhone X всё? Стоимость акций Apple падает из-за опасений об успешности продаж».

Генеральный директор Apple Тим Кук в заявлении инвесторам о квартальных результатах: «Потребители покупали iPhone X чаще, чем любой другой iPhone каждую неделю в течение всего времени продаж».

Как так? Продолжим.

CNBC: «Китайский рынок смартфонов тонет. Apple покидает четвёрку самых продаваемых производителей в Китае». CNBC: «Apple теряет рынок смартфонов в Китае». Business Insider: «Apple могла потерять треть своей рыночной доли в Китае». CNBC: «Нет пути назад для Apple на китайский рынок из-за его насыщения».

Тим Кук: «iPhone X был самым популярным смартфоном в Китае в последнем квартале. <…> Кроме того, iPhone (X и другие модели — прим. ред.) были тремя самыми популярными смартфонами в Китае».

Стоп! Кажется, кто-то нас точно обманывает: либо Apple, либо пресса. Разобраться в противоречии заявлений помогает Рене Ричи — главный редактор imore.com.

Сначала обозначим ответственность за опубликованные данные. Apple публикует квартальную отчётность перед акционерами, потому что она публичная компания. На основе этих цифр компания должна будет выплатить дивиденды, также эта информация скажется на курсе акций. Если компания соврёт в цифрах (даже случайно), то это быстро выяснят как экономисты инвесторов, так и налоговые органы. Если неверные данные нанесут финансовый ущерб, то директорам компании грозит уголовное преследование. Некоторые особо завравшиеся американские капиталисты отбывают сроки, измеряемые столетиями.

В случае с прессой ответственность ограниченная: большинство обвинений американской прессы разбивается о гарантии свобод. В журналистике не существует критерия «правда/ложь» (true/false), журналисты оперируют «степенью доверия к источнику» (credibility). А газеты, сайты и телеканалы — это носители информации, но не более. А для аналитиков закон не писан: ничто не запретит им придумывать прогнозы пьяными, по картам Таро или общаясь со святым духом. Их ущерб — потеря доверия и, соответственно, запросов на комментарии от прессы.

Но если в интересах прессы быть точной в прогнозах, почему они так ошибаются? Джим Крамер — один из самых известных американских журналистов, пишущих про финансы и инвестиции в США, легко объясняет это несоответствие.

Компании Apple выгодно, чтобы о её финансовом положении врали. Сама она этого делать не может, но если журналисты не несут ответственности, то почему бы не поручить грязную работу им?

Схема работает идеально: репортёр получает из официального, но скрытого источника в Apple информацию, что у iPhone X плохи дела. Он публикует это, сославшись на информатора внутри компании. «Слив» происходит за пару недель до публикации квартального отчёта.

Редактору это не может не нравиться: издание публикует материал с заголовком «iPhone всё!», он набирает много кликов — это прибыль с рекламы. Но придраться к такому материалу невозможно, так как источник находится внутри компании.

Миноритарии пугаются и начинают продавать акции, и они дешевеют. Перед самой публикацией отчёта крупные инвест-фонды скупают подешевевшие акции. Apple публикует финансовый отчёт — инвест-фонды получают прибыль.

Эта стратегия не эксклюзивна для Apple и вообще для IT-рынка. На таких спекуляциях зиждется рынок фьючерсов на нефть и сельское хозяйство. Одна неловко запущенная ракета на Ближнем востоке может заставить чёрное золото подорожать вдвое. Прогноз погоды с одной лишней дождливой неделей в Таиланде роняет цену на рис во всём мире.

Но история с iPhone очень показательна, так как это тот продукт, который так или иначе попадает в сводку новостей неделовых СМИ и может вызвать фрустрацию.

После публикации квартального отчёта финансовые аналитики прогнозируют, что уже в этом году компания Apple станет первой, кто получит капитализацию в 1 триллион американских долларов. И пока нет ни одной объективной причины в этом сомневаться.

А мы напоминаем, что самым честным изданием является журнал Maxim. Если у нас написана какая-то чушь, то мы просто пошутили.

Комментарии

0