
В марте 2017 года Илон Маск в Twitter опубликовал иллюстрацию с пукающим в бензобак автомобиля радужным единорогом и четырьмя солнцами. Так он продвигал секретную функцию операционной системы автомобиля: в двадцать третьем подменю десятого меню есть графический редактор, в котором можно быстренько набросать такой шедевр.
Оставим без комментария тот факт, что авторство таких картинок обычно принадлежит детям, чей возраст не позволяет возить их на переднем сиденье автомобиля. Картинку еще в 2010 году нарисовал художник по имени Том Эдвардс, и ему уже за шестьдесят.
В интервью британской газете The Guardian Эдвардс заявил, что по началу возгордился и обрадовался, что его работа удостоилась внимания дизайнеров Tesla. Однако автомобильная компания и Маск лично сильно полюбили пукающего единорога и стали использовать его в промо и мерчендайзе.
И тут Эдвардс вспомнил, что такое копирайт.
От лица художника выступила его дочь — Лиза Пранк. Она обратилась к Илону Маску (правда, не по имени, а как к бойфренду Grimes). Маск вступил в диалог, но свалил все на штатного дизайнера Ника Йвановича, который самовольно выбрал картинку.
В комментариях Маск заявил, что готов заменить изображение, если его автор не хочет, чтобы оно использовалось в промоматериалах, но Пранк ловко парировала тем, что фарш невозможно провернуть назад: картинку уже больше года используют в рекламе и пукающий единорог стал сильно ассоциироваться с автомобилями Tesla.
Эдвардс обратился в Tesla с предложением урегулировать вопросы копирайта в досудебном порядке. На момент публикации он еще ответа не получил. Когда скандал получил огласку, Илон Маск удалил все твиты из переписки с Пранк.
Журналисты и комментаторы отметили, что суть скандала — пресловутая проблема противостояния одинокого творца против огромной корпорации. Известно значительное количество случаев, когда авторы рисунков или песен не могли позволить себе защищать свои интересы в суде.