«Оскар» попсеет и не краснеет. Теперь у Кардашян есть шанс!

Американские киноакадемики придумали, как проглотить свою гордость и продать идеалы.

«Оскар» попсеет и не краснеет. Теперь у Кардашян есть шанс!

8 августа (по калифорнийскому летоисчислению) руководство американской киноакадемии выступило с неожиданной инициативой: внедрить в церемонию «Оскар» вручение приза в новой, доселе невиданной категории «Лучший популярный фильм». Да-да, именно так, буквально — Best popular film.

Придворная кинопресса и сливки голливудской кинокритики от этой новости пришли в такой шок, от которого надо лечиться у психоаналитика год, а то и два. Для них «Оскар» — это торжество гуманистических идеалов и праздник высокого (по голливудским меркам) художественного самовыражения. «Категория «Популярный фильм» оскверняет все, ради чего создавался «Оскар»» — кричит заголовок в Variety.

И все же этот последний твист трудно назвать непредсказуемым, нечто подобное давно назревало. Беда в том, что телевизионные рейтинги оскаровской церемонии в последние годы неумолимо рушатся вниз. Не помог ни перенос церемонии на несколько недель раньше, ни расширение числа номинантов в категории «Лучший фильм» с пяти кандидатов до десяти, ни приумножение номинантов и самих академиков по половому и расовому признаку.

При всех этих революционных перестановках нас удивляет, что академики неспособны перенести церемонию хотя бы на субботу, чтобы люди за пределами Америки могли спокойно выспаться после ночной трансляции, а не мчаться на работу с красными глазами.

Последние награждения (когда победителем стала кинокартина «Форма воды») достигли дна по части коммерческих рейтингов, даже в родных и преданных США их смотрело 26,5 миллиона зрителей. На 19% меньше, чем и в без того провальном 2017 году. Для сравнения: в 2004 году, когда награждали «Властелин колец», счетчики насчитали 43,5 миллиона телезрителей в Соединенных Штатах.

«Оскар» попсеет и не краснеет. Теперь у Кардашян есть шанс!

В этом-то и проблема. Академики хотят, чтобы «Оскар» аристократично и степенно поощрял важные художественные задумки и решения, поднимал актуальные вопросы и расставлял политически корректные приоритеты. А зрителю нужны хиты. Особенно тому, кто смотрит его по каналу ABC — там аудитория примерна такая же, что у российских госканалов. Им всем (да и нам тоже) хотелось, чтобы в 2010-м победил «Аватар» Кэмерона, а не «Повелитель бури» бывшей жены Кэмерона. У той церемонии в самом деле были отличные рейтинги, но были бы куда меньше, если бы зрители знали заранее, как их обломают в последнюю секунду.

Давно стало ясно: обыватель живо и массово прикипал к телевизорам, когда награждали хиты: «Титаник», «Гладиатор» и всяких там «Хоббитов». А «Оскару» нужен телезритель — без него и спонсоры пожиже, и отчисления мельче, и гости скучнее. А еще воспитательно-пропагандистский эффект сходит на нет.

Ключевой источник трагедии в том, что со времен «Властелина колец» в Голливуде так и не сняли ни одного кинофильма, который отвечал бы сразу двум целям: собрал больше всех денег в прокате и при этом мог бы всерьез претендовать на статуэтку в главной категории («Лучший фильм»).

«Оскару» очень нужны такие ленты, но их нет, и даже непонятно, когда будут. Засилье кинокомиксов и развлекательных франшиз в кинопрокате приводит к тому, что академикам приходится номинировать и награждать фильмы, которых большинство зрителей и в глаза-то не видели.

На прошлой церемонии 2018 года все претенденты на звание «Лучший фильм» в сумме продали предельно низкое число билетов. Беднее и артхауснее список претендентов был лишь в 2011 году, тоже провальном по части телерейтингов.

«Оскар» попсеет и не краснеет. Теперь у Кардашян есть шанс!

Поэтому что-то такое, вроде внедрения категории «Лучший попс-фильм», мы ждали давно; тут ворчать и жаловаться бесполезно. Можно только смириться и принять как должное — в конце концов, на фестивалях почти всегда есть категория «Приз зрительских симпатий». Вот и это примерно то же самое.

Другое дело, что это может и не сработать. Голоса академиков будут теперь распыляться между двумя категориями, что иногда будет приводить к серьезным перекосам по итогам подсчетов. Да и сама статуэтка потеряет в весе, так как отныне каждый год будет не один, а два лучших фильма. Это как если бы на чемпионате мира по футболу было два победителя: «Лучшая сборная в красных майках» и «Лучшая сборная не в красных майках». Нам такой футбол не нужен!

Комментарии

2