Никита Михалков

Мы так часто глумимся над великим режиссером, что решили дать ему возможность самому ответить на наши... э-э-э... филиппики.

Фото: Юрий Кольцов

Как вам вообще пришла идея дать нам интервью? Мы ведь часто используем ваш образ в наших шутках. Вряд ли он мог вам понравиться.

А какой, вы думаете, мне образ нравится?

Безусловно, не тот, который принят у нас.

Если мне и может не понравиться какой-то образ меня, то только тот, который является неправдой. Я не воюю с теми, кто говорит обо мне плохо, я воюю с теми, кто осознанно лжет. Особенно от моего имени. Свой видеоблог в Интернете я начал вести именно потому, что появились десятки сайтов, где от моего имени пишут, например: «Я сейчас сяду на вертолет, буду летать над вашими пробками и буду срать вам на голову». Нормально? И есть ведь те, которые верят, что да, Михалков такое вот говорит.

А зачем вы себе ник nikitabesogon выбрали?

Потому что это мой святой – Никита Бесогон.

Бесов гоняющий то есть? А у Ожегова и Даля написано, что «бесогон» – это обманщик, вет­рогон, пустомеля.

Допустим, я не знаю, кто такой Ожегов, и не знаю, кто такой Даль. Я пришел в храм и увидел: Никита Бесогон побивает беса. Зачем мне проверять, что он означает у Ожегова или у Даля, если я этот образ нашел в храме?

Чтобы мы вас потом не дразнили.

А это меня как раз не волнует.

То есть вы не обидчивый?

Абсолютно. Мне мама в свое время сказала: «Если хотят обидеть – не доставляй удовольствия. А если не хотят – значит, можно простить». Эти слова меня от огромного количества бед в жизни оградили. Я ведь уже ответил: я борюсь с ложью, а не с шутками, пусть даже обидными.

Ладно, тогда дальше будем без шуток. Мы тут собрали увесистое досье на тему «А чем тебе Михалков не угодил?». Выяснили, какие претензии в основном имеет к вам человечество. Можем сейчас перечислить по пунктам.

Давайте.

Нумеро уно, 2007 год. Открытое письмо от имени всех российских деятелей культуры, умоляющее великого президента Путина наплевать на Конституцию и остаться с нами, грешными, на третий срок. Вы это зачем написали?

Я не то что не писал, я этого даже не читал. Я был на заседании Академии художеств, ко мне подходят Салахов и Церетели и говорят: «Слушай, надо подписать одно письмо Путину». Все это абсолютно не входило в фокус моего в эту секунду состояния – я просто поставил подпись, даже не взглянув на текст.

Я борюсь с ложью, а не с шутками, даже обидными

А потом хоть прочли?

Потом прочел.

И что подумали?

Что я дурак, потому что подписал. А они – потому что написали. «Вот вас никого не тронут, будут бить одного меня», – подумал. Ну хорошо, правильно, заслужил. Но справедливости ради должен заметить (вы, верно, этого не напечатаете): я тогда ни на кого из них не перекладывал ответственности и даже никого не упомянул. Терпел все один, расплачиваясь за свое легкомыслие. Рассказал только теперь.

Ответ принят, переходим к пункту номер два – к вашему нашумевшему высказыванию на тему того, что землетрясение японское неспроста. Скажите, вы действительно считаете, что тектонические процессы могут вызываться бездуховностью?

Я тогда сказал, что процессы, которые происходят с Землей, есть так или иначе результат нашей деятельности. А наша деятельность, отсутствие у нас должного представления друг о друге, о мире, об уважении к этому миру, непонимание того, что все связано, – это является, на мой взгляд, одним из импульсов для того, чтобы нас наказывали. И нас наказывают, дорогие мои, нас наказывают... Я не знаю, справедливо это наказание или нет, но уверен, что в первую очередь несправедливыми являемся мы, наша алчность и безответственность.

А в Иране после землетрясения в городе Бам муллы говорили, что это Аллах землю раскачивает, потому что распутные женщины челки из-под платка высовывают…

Ну, с их метафизикой пусть они сами разбираются, мне своей хватит. Понимаете, если бы я был, допустим, академиком Велиховым и выступил с такой речью перед научной комиссией – меня нужно было бы хватать и тащить в психушку. Но я не ученый, я художник. Я не анализирую, я ощущаю. Со мной можно спорить, конечно, не соглашаться. Но нельзя коверкать то, что я сказал, и объявлять потом в новостных лентах: «Михалков говорит, что это японцев Бог покарал, так им и надо». Японцам я горячо сочувствую и восхищаюсь их мужеством, а говорил я про человечество вообще.

А себя вы к алчному человечеству причисляете?

Да, конечно. К сожалению. Я тоже это в себе чувствую нередко. Вот на охоте видишь: утка летит, летит так, что, если ее сбить, достать не сможешь. Собаки нет, а сам не доберешься. Но так хочется выстрелить! Потому что азарт, потому что во всех нас есть это неуважение к жизни... И в любом случае я не научную гипотезу высказывал, а свое ощущение.

Это звучит резко, но Россию погубила русская литература

Поосторожнее надо бы с ощущениями: фраза ведь все равно неудачной получилась.

Знаете, я даже готов рисковать тем, что обо мне говорить и писать будут бред всякий, но я хочу говорить то, что я думаю, и так, как это чувствую. Не хочу превращаться в политика, который должен все время математически выверять то, что он говорит. Не дай бог так себя начать корректировать! Это же все, конец.

Едем дальше. Что вы можете рассказать про знаменитый ролик, на котором злой Михалков бьет по лицу ногами молодого человека в тот момент, когда его скрутили и за руки держат?

Господи боже мой! Одиннадцать лет уже этой истории! Этот парень уже на пенсию скоро выйдет!

Вы глубоко верующий христианин, не так ли? А с христианскими правилами поведения такие поступки как-то не очень...

Если бы я был священником храма Христа Спасителя и совершил такой нехристианский поступок, тогда бы я получил серьезное нарекание, а может быть, меня даже лишили бы сана. Но я не священник, и в тот момент мне было все равно: один он, пять их, десять, держат его или нет. Я видел только того, кто меня оскорбил. Я, повторю, не политик, это политики привыкли улыбаться, когда в них помидорами кидают. А я читаю лекцию про кино, веду мастер-класс, встает какой-то гондон (excuse my bad russian), швыряет в меня одно яйцо, затем другое... У него, кстати, потом пистолет еще нашли, газовый, так что он был готов к тому, что я к нему в зал сойду. Мне же еще потом этого придурка пришлось от милиции отмазывать, с его мамой по кабинетам бегать.

Зачем?

А что, его в тюрьму, что ли, надо было сажать? Когда я остыл, то жалел, конечно, что сорвался. Столько хлопот с ним потом было! А вдоба­вок мне еще одиннадцать лет эту историю вспо­минают!

Таково бремя славы. Кстати, а вы на интервью с мигалкой приехали?

Да, с мигалкой.

А почему бы вам ее не снять? Одним движением руки сделать тысячи ваших недоброжелателей счастливее? Тем более что для вас эта мигалка такая ерунда!

Это не ерунда. Мигалка эта на машине Минобороны России, а я – председатель Общественного совета при Минобороны. Это преференция, которая в сегодняшних условиях дает мне возможность делать намного больше дел, правильных дел... Я ведь не с тусовки на тусовку езжу и не ношусь по встречке постоянно – обычно стою в общем потоке, включаю, лишь когда опаздываю на серьезную встречу. Ну сниму я мигалку – и дальше что? Меня что, станут больше любить те, кто пакости про меня пишет? Нет, они завоют: «О, сволочь, испугался! Как мы его, а?!»

Ну, глядя на ситуацию с такой стороны, конечно, снимать уже западло. Хотя для потока было бы одним неудобством меньше.

Вы хотите сейчас убедить меня в том, что моя мигалка и есть неудобство для потока?

Рейтинг фильмов Михалкова на сайте imdb.com

1. (7.89) «Утомленные солнцем» (1994)

2. (7.77) «Урга: Территория любви» (1991)

3. (7.74) «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1978)

4. (7.69) «12» (2007)

5. (7.47) «Анна: от 6 до 18» (1994)

6. (7.45) «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)

7. (7.44) «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1980)

8. (7.39) «Сибирский цирюльник» (1998)

9. (7.37) «Очи черные» (1987)

10. (7.12) «Родня» (1983)

11. (7.12) «Спокойный день в конце войны» (1970)

12. (7.06) «Раба любви» (1976)

13. (6.86) «Пять вечеров» (1979)

14. (6.75) «Без свидетелей» (1983)

15. (6.26) «Автостоп» (1990)

16. (4.07) «Утомленные солнцем – 2» (2010)

Да. Вам не приходило это в голову? Так бы каждый ездил с мигалкой. Это удобство одного за счет неудобства других.

Правильно, но с него и спрашивается больше. Делать он должен больше. В начале девяностых я поехал с последним главой правительства СССР Силаевым играть в теннис. Он пригласил меня на какие-то захудалые корты на Ленинских горах. Сетка там висела такая дырявая, трава на корте росла клоками, мяч за корт улетел – там крапива по горло. Пошли в баню там же, рядом. Баня вся темная, закопченная, простыни лежат влажные и серые... Потом подошли к его машине – такая машина, что без слез не взглянешь. Я ему и говорю: «Раз я ваш советник, то вот первый и, видимо, последний мой совет вам. Если я, гражданин этой страны, узнаю, что мой премьер на таком корте играет, в такой бане парится и на таком, извините, транспорте ездит, я потеряю всякое уважение и доверие к нему. Потому что, если он не может о себе позаботиться, как он обо мне будет думать?» Символы власти – это знаковая вещь для России. Я даже не про мигалку сейчас говорю свою. Хотя она, кстати, как вы поняли, мне по должности положена, я ведь ее не просил в качестве признания личных заслуг.

Каемся, мы не дочитали список ваших должностей. Но мы поняли, что вы глава, организатор и попечитель всего на свете. Даже олимпийский посол. А зачем вы столько нагрузок на себя взвалили?

Ну что это обсуждать? Вы же понимаете, что я не бегал в поисках должностей, они меня сами находили. Кстати, об олимпийском после я узнал от вас и только что.

Хорошо, продолжаем вас мучить. Вот выписки из вашего «Манифеста просвещенного консерватизма». Вы пишете, что очень важно в нашей стране опять научиться «почитать ранг». Оставив саму идею в стороне, спросим: а вам никогда не приходилось встречать не мерзавцев, не убийц даже, а просто жалких, пустых людей в высоких чинах? Вы могли бы перед таким склониться? Просто из уважения к рангу?

Я понимаю, что мой ответ будет непопулярен у вас в журнале. Но я верю в то, что любая власть – от Бога. И если человек занимает это место, то, стало быть, именно его мы там и заслуживаем. Мы сами делали так, чтобы у власти были именно эти люди, а не другие. А если так, терпите и помогайте.

То есть на баррикадах вас увидеть мы шанса не имеем даже теоретически?

А почему вы отношения с властью ассоциируете только с баррикадами? Они борются против, а мне интересно бороться за. Они борются за «нет», а это несозидательно. Мне интересно «да». Вообще все, что построено на «нет», мне неинтересно.

Ну а если власть вдруг предстанет перед вами таким свиным рылом, что вы почувствуете: жить невозможно, пока «это» тут всем заправляет?

Ну, если выдумывать себе, то, наверное, конечно. Вот – властитель! Я ненавижу его! Нет, тут просто нужно понимать, что он мерзавец, и поступать так, как велит твоя совесть. Но идти к нему под дворец и кричать «Ты мерзавец!», вроде как на миру и смерть красна, – нет, я не вижу в этом смысла. И ума тоже не вижу. Но при этом я никогда не лебезил перед властью и никогда не лизал ей жопу. Я даже никогда в партии ни в одной не состоял. И обласкан я был властями тоже не всегда. Мало кто знает, как меня раньше долбали, как делали по сто восемьдесят поправок к каждому фильму, как не давали снимать «Очи черные», потому что брат уехал за границу. Но в КПСС я так и не вступил. Кандидатом в члены партии был, тут не сумел отвертеться. Потом пришлось на «Мосфильм« писать самому на себя анонимку левой рукой.

Да?! И что же вы написали? «Не берите Михалкова в коммунисты, он сумасшедший и на себя анонимки левыми руками пишет»?

Эта идея, к сожалению, мне тогда в голову не пришла, я давил на аморальное поведение: неравнодушен, мол, к спиртному и женщинам. Все, между прочим, чистая правда. Парторг меня потом утешал. «Вот, – говорил, – какая-то сука на тебя телегу накатала, придется обождать».

А «Единую Россию» вы тоже не любите?

Я люблю Россию. Просто Россию.

А она вас – не вся. Вот еще. Вас ругают очень за то, что вы свой фильм «Предстояние» выпустили под девизом «Великий фильм о великой войне».

Почему это сразу «я выпустил»? Фильм выпускают прокатчики. Они сочли это название уместным, так как речь идет о крупнейшей картине, посвященной великой войне.

Пришлось писать самому на себя анонимку левой рукой...

А вы что, не знали, что будет такой слоган?

Знал.

Вам это не показалось нескромным?

Нет.

Понятно. Ну, гордиться собственным трудом – это похвально, но все-таки великими фильмы признаются по прошествии какого-то времени, а не заранее. По итогам, так сказать.

А по итогам он будет великий, поверьте, так что я с прокатчиками согласился.

Все-таки в одном пункте ваши ругатели правы, Никита Сергеевич. Вы нескромный человек.

А что для вас скромность? Ходить на полусогнутых, чтобы никто не догадался, что у тебя рост сто восемьдесят семь? Или врать, что ты никто и звать тебя никак? И вообще – что ты на елке рос и тебя ветер снес? Да, я на виду, я не прячусь, не изображаю скромность. Надеюсь, у меня есть мое место и я его чувствую. Я же не рвусь петь в Большом театре, не пытаюсь разбираться в проблемах офтальмологии или писать японские танки! Но в своей нише я хочу органично существовать, соответствуя своему собственному масштабу и оставаясь тем, кто я есть. Если это кого-то не устраивает, то это не мои проблемы. Не надо заставлять меня быть похожим на тех, кто зависит от того, что про него скажут, и лицемерно заглядывает в глаза: правда, я на вас похож?

Михалков и интеллигенция. Как вы к ней относитесь?

Я терпеть ее не могу – то, что вы называете интеллигенцией. Это то, что Иван Ильин называл полуинтеллигенцией, которая судачит, которая называет себя элитой, которая осуждает, диссидентствует, никак не подставляя свои жизни, а только обсуждая это и других подталкивая куда-то...

Хит-лист героя

Напиток: красное сухое вино

Блюдо: Пельмени

Животные: лошадь и собака

Город: Москва

Композитор: Сергей Рахманинов

Игрушка: охотничье ружье

В нашем вопросе было как раз без приставки «полу». Разве не существует просто интеллигенции?

А я и отвечаю на ваш вопрос, потому что то, что существует в круге общения, моего и вашего тоже, – полуинтеллигенция. А настоящая интеллигенция начала века тоже очень сильно приложила руку к революции – своей невнятностью и своим разрушительнейшим подвержением всего остракизму, стебу и недоверию. И вообще, это звучит резко, но во многом Россию погубила русская литература... по большому счету. Интеллигенция – это Иван Ильин, Петр Столыпин, Александр Пушкин, Грибоедов, Розанов, Солженицын.

Кстати, в СССР до конца восьмидесятых ежегодно выходили шедевр за шедевром, а сейчас все куда-то ушло. Что погубило тот кинематограф?

Все логично. Ушла великая страна – ушел великий кинематограф.

Какая великая страна? СССР?

Нет, Россия. Та, какой она была до того, как мы потеряли свою державу.

Хорошо. Тогда скажите, когда она была, эта Россия, которую мы потеряли. При Иване Грозном? Николае Палкине? Сталине? На какую из реальных эпох выпал этот потерянный расцвет? А то в учебниках от нас, похоже, что-то скрывают.

Расцвет? При Александре Третьем, полагаю.

Третьем? Который свернул все либеральные реформы своего отца, запретил образование низших классов, манифестами о незыблемом самодержавии пробавлялся, превратил страну в сплошную охранку?!

Александр Третий был мощный, обаятельный, открытый правитель. Замечательную фразу он сказал своему наследнику Николаю: «Запомни, Ники: у России друзей нет, кроме русской армии и русского флота». И это правда. Не было и нет друзей.

Вы не верите в единство человечества?

Нет. Потому что его не может быть. Потому что искусственные образования вроде ЕС – это когда пятнадцать стариков думают, что, если они объединятся, получится один молодой. А получается на самом деле дом престарелых. И мир, накрытый огромным интеллектуальным «Макдоналдсом», когда повсюду душевный и умственный фастфуд.

А к нынешней российской власти вы как относитесь? Ну кроме того, что она от Бога дана.

Я многого не понимаю, со многим несогласен. Я не чувствую, скажем, что власти предержащие понимают огромность страны, которой они управляют. Мне все время кажется, что для них есть Москва, Петербург, Сколково еще, может, где все, в общем, хорошо. Но когда выезжаешь за пределы этой локальной песочницы и видишь неописуемые богатства земель, которые лежат разоренные, преданные, забытые... У меня это вызывает... (Молчит. Долго молчит.) Простите. Это правда больно...

Ну вот, теперь мы все выяснили и попробуем дальше с чистым сердцем над вами издеваться. Ведь вы давний и почтенный обитатель нашей MAXIM’овской мифологии. Вместе с Киркоровым, Петросяном, Басковым и Биланом.

Ну я – это понятно. А они-то чем виноваты? Вроде все во все вписываются.

Ничего, кентавр и, скажем, сатир тоже очень непохожи, но пантеон у них тем не менее один.

Ну раз уж в пантеоне буду, то ладно. Только не врите ничего про меня.

Что вы, Никита Сергеевич! Зачем же про вас еще и врать?!

Я вот тоже думаю: зачем?

Комментарии

40
под именем
  • Все комментарии
Показать сначала
  • Новые
  • Старые
  • там статья про Ивана Грозного...ну вы поняли значитъ
  • плохая с...
  • плохая с...
  • Патриотизм - это не березки по весне целовать, а помогать хорошим людям. Не помню кто сказал, но мысль, на мой взгляд, верная.
  • михалков нормальный человек и хороший режиссер и все кто говорил что утомленные солнцем 2 скукота идите смотреть своего спилберга с его радовым райном
  • Михалков - дитя системы. Системы, которая либо сознательно, либо бессознательно не может определиться с идеологией. И фильм - "Цитадель" - его выписной эпикриз. Ни капли патриотизма и исторической правды. Бессмысленнное и позорное вбухивание финансов. Пусть отдает свое имущество нуждающимся и принимает постриг в Соловетский монастырь
  • пля, а почему же на фото без короны и без нимба?!!!! не порядок!!!!!!!!!!!!!!!!
  • Ну чтоб Михалков и без нерикрытого эгоцентризма и пафоса?!
  • Не нашёл,чё-то я тогда евонного"бесогона",и окончательно сделал вывод что он советская власть.Только замаскированная.
  • Как же он феерически скользок. Такая личность, даже если попадет в племя каннибалов, через полгода станет у них жрецом и приближенным советником вождя, да и человечину жрать будет в первых рядах.