Галлюциногенный «Экстаз» Гаспара Ноэ (MAXIM делится впечатлением от увиденного)

При советской власти это кино крутили бы школьникам в назидание: посмотрите, до чего в Европе докатились геи да лесбиянки с наркоманами! Впрочем, у нас же и так советская власть, так что фильм вышел вовремя.

Галлюциногенный «Экстаз» Гаспара Ноэ (MAXIM делится впечатлением от увиденного)

Действие новой картины фестивального любимца и провокатора Гаспара Ноэ происходит в начале 90-х — со всеми вытекающими прикидами, музоном, бумбоксами и холодными ветрами в головах. Хотя эта история могла случиться когда угодно и где угодно, хоть в актовом зале соседней от тебя школы.

Если ты видел гиперпсиходелический «Вход в пустоту» этого же режиссера, нам будет куда проще описать тебе «Экстаз». Если нет, то придется попотеть и рассказчику, и читателю.

Галлюциногенный «Экстаз» Гаспара Ноэ (MAXIM делится впечатлением от увиденного)

Аргентинец Ноэ не снимает артхаус или фестивальные фильмы. Он пребывает уже на следующей ступени просветления и творит там экспериментальное кино. Это гарантия того, что после просмотра «Экстаз» тебе не придется жаловаться: ну опять типичная фестивальная муть. Просто потому, что ничего типичного здесь нет ни в одном кадре или строке сценария.

Предложим простейшую ассоциацию. Вспомни только, как в эфирной сетке канала MTV в 1997 году возник видеоклип The Prodigy «Smack My Bitch Up» и как он смотрелся на фоне всего остального. Теперь ты понял, чего ждать от «Экстаза». Он тоже про пляски, секс, однополый секс, дебош и измененное состояние. Ну еще про смерть и кое-что похуже смерти. Хуже смерти — почти все, происходящее в фильме.

Стартует он с того, что совсем молодые танцоры и танцовщицы отвечают на простейшие анкетные вопросы, глядя в видеокамеру. Зритель все это наблюдает через экран допотопного телевизора, вокруг которого разложены стопки с книгами и видеокассетами. Сцена «знакомства» длится достаточно долго, и ты успеешь прочитать все корешки книг и кассет. Названия видеофильмов достаточно прозрачно и без обиняков предсказывают, что будет дальше: «Суспирия», «Зомби», «Андалузский пёс», «Сало или 120 дней Содома». В общем, будет хорошо!

Галлюциногенный «Экстаз» Гаспара Ноэ (MAXIM делится впечатлением от увиденного)

Дружная и жизнерадостная французская команда запирается на репетицию в полузаброшенном здании типа школы-интерната. Весь фильм будет вершиться исключительно на первом этаже, ни разу не выглянув наружу.

Вдоволь порепетировав, наплясавшись и наговорившись о сексе, молодежь активно уничтожает выпивку и закуски, пока всех разом не накрывает волна либидо, истерии, паранойи, депрессии, психоза и агрессии. Это потому, что кто-то тайком от всех подмешал кислоту в сангрию.

Выяснять, кто виновник отравления, здесь будут долго и жестоко. Но это в самом деле не главное. Милые танцоры и танцовщицы под воздействием кислоты на глазах теряют человеческий облик и деградируют до такого состояния, что словами не описать — лучше увидеть. Начинается тот уникальный тип оргии, с которой хочется сбежать. А сбежать зрителю не получится: кино засасывает, туманит рассудок и заплетает ноги. По части телепортации зрителя в отравленный наркотиками мозг Гаспар Ноэ превзошел свой собственный «Вход в пустоту», а это еще недавно казалось принципиально невозможным.

Да и по части демонстрации морально-этического падения благонравного человека прямиком в ад «Экстаз», наверное, имеет немного равных. Вся вторая половина фильма — термоядерная доза мизантропии в такой концентрации, что ей бы гордились Ларс Фон Триер и Алексей Герман. В приступах ненависти к человечеству такие фильмы можно пересматривать бесконечно.

Вердикт: самый поучительный кинофильм для детей о вреде наркотиков со времен «Реквиема по мечте». И, может, это единственный фильм с танцами, который не стыдно посмотреть мужику любого возраста и пола.

Экстаз (Climax), Франция, режиссер Гаспар Ноэ. В ролях: София Бутелла, Ромен Гийермик, Сухейла Якуб. В российском прокате с 11 октября 2018 года.

Комментарии

0