За ним стояли в очереди по полгода: «Форд-Фокус», который сделал иномарки доступными

И папа катался, и мама каталась…

Сегодня, когда качественный автомобиль иностранного бренда может позволить себе чуть ли не каждый гражданин или гражданка России, мы как-то забыли, что не так уж и давно, в начале нулевых всего лишь, на владельца новенькой иномарки обычно смотрели как на жулика, бандита, спортсмена или, пардон, певца. Действительно народными иномарки стали только с появлением в продаже «Форд-Фокуса» российской сборки, которая стартовала в 2002-м.

Этот событие вполне можно сравнить по важности с организацией в Тольятти производства «Жигулей». Конечно, ВАЗ как огромный экономический проект гораздо значимее для страны фордовского предприятия. Но вот для простого покупателя — отнюдь.

Тем более что в 2002-м, в отличие от 1970-го, на заводе во Всеволожске стали выпускать один из лучших на тот момент массовых автомобилей мира, в то время как итальянцы из FIAT по большому счету подсунули нам товар не первой свежести.

Но сегодня не о «Жигулях», сегодня о «Фокусе». А в начале нулевых первое поколение модели действительно было мегакрутым. Причем с любой точки зрения.

Во-первых, Focus стал носителем совершенно нового дизайна. Стиль New Edge («Новая грань») провозгласил переход от надоевшего всем биодизайна к острым, даже колючим линиям, от замыленных обводов к резким очертаниям. Первый «Фокус» нравился не всем, но мало кого оставлял равнодушным.

Еще круче были ходовые качества машины. Крутейшая по тем временам задняя независимая подвеска Control Blade просто ввинчивала «Фокус» в повороты. На рубеже миллениума это был самый классный по управляемости автомобиль гольф-класса в мире, считая и сам VW Golf.

Довеском шли просторный салон, высокий уровень безопасности, достойный комфорт и качество сборки. Недаром первый «Фокус» по всему миру насобирал свыше 60 наград разного достоинства, включая особо престижный титул — «Лучший автомобиль Европы — 1999». 

Но самым главным все же оказалась цена. Производство по технологии полного цикла и частичный переход на российские комплектующие помогли значительно снизить цену. Если «Фокус» европейской сборки стоил в 2002-м порядка 14 тысяч долларов, то русифицированный обходился дешевле одиннадцати!

Журнал «За рулем», публикуя материал о начале выпуска «Фокуса» во Всеволожске, искренне недоумевал по поводу заявленного объема выпуска в 25 тысяч автомобилей в год. Но вскоре оказалось, что тираж нужно допечатывать.

На автомобиль мгновенно выстроилась многомесячная очередь. А особо ушлые покупатели наловчились уступать свое место в листе ожидания тем, кто не хотел ждать. Не бесплатно, естественно. «Фокус» с поставкой в течение месяца мог обойтись в 700 долларов сверху, а «всего лишь» за трехмесячное ожидание просили поменьше — 350. И ведь платили же! Кому охота томиться в очереди за своей ласточкой больше полугода?    

Надо отдать должное «Форду». «Голубой овал» с самого начала задался целью не впаривать изголодавшимся по хорошим тачкам русским только максимально дешевую версию одной модели, а играл вдолгую.

Покупателям предлагали «Фокус» с тремя кузовами (5-дверный хэтч, седан и универсал), с разными двигателями (включая дизель!) и длинным списком допоборудования. В шоу-румы, несмотря на очереди, заманивали интересными программами кредитования и страхования. А главное, качество сборки машины оказалось достойным. До «Фокуса» никто не верил, что в нашей стране можно выпускать добротные, реально надежные машины. 

Focus второго поколения

Именно «Форд» и именно своим «Фокусом» показал, как надо работать на рынке, чтобы быть успешным не по-детски. Один за другими конспекты «Голубого овала» стали использовать и другие крупные игроки рынка: Volkswagen, Renault, Hyundai, Toyota.

Удивительно, но история успеха  «Фокуса» стала последней большой викторией «Форда» и в Европе, и в России. Если «Фокус» второго поколения только развил успех первого, стал поистине народным автомобилем, заполонив собой всю пищевую цепочку, от такси до тюнинга и спорткаров, то затем последовало болезненное падение.

Не рассмотрев вовремя тренд на кроссоверы и наделав кучу роковых ошибок, «Форд» ушел с российского рынка, где долгие годы был безоговорочным лидером, и с трудом сводит концы с концами в Старом Свете.

Последний российский «Фокус» был собран 13 июля 2019 года. Рэст ин пис, бро — ты был славным парнем! Нам будет тебя не хватать…

Комментарии

0
под именем